Stalker: Clear Sky

К игре S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky все относились в меру настороженно: многим казалось, что первая часть получилась такой, какая она есть, чисто случайно. Раз в сотню лет планеты расположились нужным образом, и Stalker вышла отличной, очень атмосферной и правильной. Последний раз я видел и играл в Clear Sky на КРИ-2008, там не было ничего, что выгодно отличало бы вторую часть от первой.

Clear Sky — это предыстория Shadow of Chernobyl, где рассказывается, как Зона разрослась и почему это произошло. В плане построения мира здесь все сделано очень правильно: появились новые районы на общей карте, а старые, хорошо знакомые места полностью изменены — начиная расстановкой сил группировок и заканчивая самим ландшафтом.

Самым большим злом по-прежнему остаются люди, но если в первой части они были просто закреплены за определенными районами, то в Clear Sky все происходит намного динамичнее. Одна из закладок в вашем КПК отведена под статистику, где показывается репутация у той или иной фракции. Каждый район содержит как минимум две противоборствующих группировки, которые воюют за обладание территорией и между делом отбиваются от атак монстров из Зоны. Помимо квестов, которые необходимы для продвижения по главной сюжетной линии, можно примкнуть к одной из этих групп и помогать ей в укреплении позиций. Можно просто держать нейтралитет и выполнять задания маленьких отрядов, которые раскиданы по каждой карте. Наконец, есть задания, которые формируются на лету — вам может прийти сообщение о том, что нужна огневая поддержка для конкретного отряда, который в данный момент сражается с другой группой или монстрами.

Но самое главное совсем не это. Мир игры уже был невероятно атмосферным и пугающим. В Clear Sky все помножено в несколько раз, играть стало намного сложнее, причем если в первой части это достигалось точностью стрелков, то здесь агрессивным стало само окружение. Счетчик радиации трещит не так явно, угодить в зараженную зону и отдать богу душу можно за считанные секунды. Обнаружить аномалии теперь намного сложнее, каждый шаг нужно делать с максимальной осторожностью, наконец-то пригодились болтики, которыми нужно проверять дорогу на наличие невидимых ловушек.

Находка артефактов — отдельный маленький праздник, теперь они не лежат россыпью где попало, их придется обнаруживать с помощью специального устройства, подходя к смертельным аномалиям как можно ближе. В таких суровых условия заработок денег становится отдельной проблемой, зато потратить их не составляет труда, в магазинах все по заоблачным ценам. Появились оружейники, которые умеют превращать даже самый простой ствол в серьезное оружие, эти же оружейники могут делать специальный апгрейды, по данным, которые можно найти на флэш-карточках.

Ночь стала длиннее, после пары вылазок, когда вас отследят по свету фонарика и тут же пристрелят, с приходом темноты хочется забиться в какой-нибудь лагерь одной из группировок и переждать там до утра. Но это не работает, день проходит слишком быстро, хотя это чисто психологический момент, время царствования света и тьмы на самом деле одинаково.

Clear Sky — это игра, который должен был стать первый Stalker, все первоначально задуманные идеи здесь воплощены в жизнь, и эта жизнь очень сурова. Выжить в Зоне — настоящий подвиг, который игрок должен совершать каждый день, многие не выдерживают и прощаются с игрой. Но потом обязательно возвращаются в Зону, потому что очень хочется узнать, что же там произошло, почему в будущем все стало еще хуже. В этом сила Сталкера, он не идет на поводу у игрока, а заставляет адаптироваться к невыносимым условиям. Хотя, выглушить бутылку водки в игре, просто так, а не для уменьшения радиации, хочется очень часто.


Обсуждение

  1. Классный обзор, спасибо. Мне лично первая часть не понравилась, но с Чистым небом, пожалуй, ознакомлюсь. Кстати, ничего насчет багов в игре несказано..

    • Потому что проблемы только у тех, кто играет в пиратскую версию, скачанную черт знает из каких глубин Интернета и криво взломанную. Отсюда и баги. Лицензионная максимум пару раз вылетала на рабочий стол, нужно просто ставить последнюю версию патча, и все будет хорошо.

  2. По-моему это лучшая игра за последние 5 лет!!
    Завидую тем кто в нее еще не играл

  3. Ну не надо..не лучшая игра за последние 5 лет..я всегда сравниваю сталкер и халф лайф. Всё таки халфа лучше

  4. Замечательный обзор. Просто чудесный. А теперь снимем розовые очки и посмотрим что мы на самом деле имеем.
    Кроме мизера новых локаций, мы видим старые, где перетусовали по прежнему до ужаса тупых, дергающихся ботов, вооруженных тем же оружием, выдающими чуть ли не теже диалоги.
    О сюжете в принципе можно не говорить, потому что он весьма напоминает сюжет оригинала и его интрига игроку понятна в самом начале.
    Выжить в зоне не подвиг, подвиг скорее погибнуть проживя в ней более дня, когда в бесконечном рюкзаке целый товарный поезд аптечек и целый конвой с боеприпасами. Не говоря уже о том, что вы хоть представляете себе человека, который воюет с рюкзаком 50 кг за спиной?
    Нас избавили от одной глупости – от артефактов, от этих чудес природы, которые раньше просто валялись на дороге под самым носом, теперь же их надо искать. Причем люди, разработавшие первоначальные детекторы обладали весьма забавным чувством юмора. Искать артефакты на ощупь, практически в самом центре аномалий – подвиг. Ну это всё лирика.
    Самое главное, что (уж не знаю по какой причине, не интересовался) игра вышла жутко сырой во всех отношениях. От графики до поведения всего и вся в зоне. Не говоря уже о том, каких ресурсов хочет игра. Не ставя все бегунки на максимум, игра начинает тормозить, хотя лично на моей машине на максимуме с 0 АА бегал Крайзис. На этом фоне сообщение в патче «оптимизация игры на 5%» смотрится комически. Как так может тормозить не открытая, а разделенная на зоны игры? Я бы это прекрасно понял, если бы запустил её на висте под дх10, но здесь на лицо просто насмерть не оптимизированный движок.
    Масса глюков, имеющие просто фатальное влияние на игру не то что не дают в неё играть нормально, даже не дают ознакомиться. Не говоря уже о дизайнером решении, что первую часть игры игрок находится на ну очень знакомых лакациях и бегать из конца в конец просто банально скучно.
    Единственное, чем по моему игра и подкупает своего покупателя, особенно не наделенного большой придирчивостью и требованию к качеству, так это тем, что она «русская». Всё совсем «русское» и особенно крики «пацаны» от бандитов.
    Не знаю, что заставило выпустить эту местами бета-версию в продажу, кроме наживы и возможность сохранить деньги из за того случая с упертым образом.
    Лично я очень расстроен тем, что за те деньги, которые я потратил на игру, я получаю мало того, что сырой, но еще и халтурный продукт.

  5. Кстати на счет того, какой замечательной получилась первая игра. Вспомните, сколько длилась её разработка (кстати в числе рекордов по длительности), какие были обещания и что мы получили в итоге. Опять же, насколько сырой продукт.
    Первая игра раскрутилась за счет своего колорита и за счет редкого жанра, но от этого она не стала хорошей игрой.

    • Да, она стала отличной игрой.
      Вы лучше вспомните, какие долгострои после выхода не оказывались полнейшим отстоем. Сталкер и максимум пара проектов.

  6. отлично написано. молодец. теперь осталось мне сходить в магазин за игрушкой и хорошенько пострелять в выходные.

  7. brainsolid – да вы я посмотрю, патриот. Такие как вы покупают наши ВАЗики, и говорят что они лучше лексусов. Потому что видите ли их долго собирают. А ломаются они потому что с ними неправильно обращаются. Или покупают у пиратов. Уважаемый товарищ «розовые линзы». В ценовом разделе Халф-лайф за 420 рублей, и сталкер за 660 рублей в нашем городе – на кой мне этот сталкер сдался? Кажется что это вы дилетант в области компьютерных развлечений, который цепляется за красивую обёртку. Что касается первого Сталкера. То все его 6 или 7 патчей не помогли ему избавиться от глюков. Он всёравно тормозит на моих двух новых чистых и пустых компах, в то время когда остальные игры летают. Crysis например.
    Я не спорю, что в этой части Сталекра графика отличная, но на кой она мне, когда полетели все сохранения после элементарной перезарядки оружия и вылетом в BSOD. Если вы скажите мне «а че вы сохранения не бэкапили», то мне остается только молчать и улыбаться, глядя на вас, патриотов дилетантов.

    • Слушайте, мне конечно очень приятно, что те буковки, которые я написал, вызвали столь буйные процессы в вашей голове.
      Посмотрите, пожалуйста, на тайтл этого сайта. Авторский блог об играх. Это значит, внимание, я сейчас открываю вам практически суть бытия, что все на этом сайте – мое личное мнение. Оно может не совпадать и не совпадает с вашим.
      Да, я патриот. Нет, я не переношу наши машины. Да, вы кажется сумасшедший.

  8. brainsolid
    С какого мне заниматься анти-пиаром в частном блоге?
    Понимание в играх это «вкус», а из за него не спорят, а дерутся, как говорится. Если уж на то пошло, то играю я с 92 года и просто «видал виды».
    Бесконечно восхищаться достоинствами игры, не замечая недостатков или относясь к ним с нисхождением (а это игра не тот случай), скорее отсутствие вкуса у вас. Не верите – посмотрите на оценку игры у публики на АГ.ру
    А, то есть вы считаете, что Сталкер это отличный долгострой? Вот список его достоинств, как долгостроя:
    Затянутая разработка, вышедшая в продажу сырая версия, неоптимизированность движка, не выполненные обещания разработчиков, предсказуемый сюжет, лубочность мира (о валяющихся везде ВЕЛИКИХ АРТЕФАКТАХ говорить не стоит, да?), отсутствие реализма, а где он есть, он маразматичен, несоответствие заявленному жанру. Игра популярная, благодаря тому, что она «наша» и вытянула на средний уровень и разошлась по миру. Но в том то и дело, что средний уровень, это хуже, сильно хуже, уровня хорошего.
    Я понимаю, что всё, что есть в этом блоге, это ваше личное мнение, но суть публичного заявления своего личного мнения в том, чтобы слушать чужое, доказывать его и возможно изменить своё в пользу силы аргументов собеседника.

  9. Вау. Ну и дискуссия. Чесно говоря, ничего хорошего не могу сказать об сталкере и клеар скай. Наверно, потому, что я люблю Стругацких, и все проявления зоны, отличные от написанного или снятого Тарковским, не переношу.. Но и плохого говорить не собираюсь. Есть у меня отличное правило, благодаря которому я экономлю массу денег, времени и нервов. Не нравится – не играй. И точка. И сразу отпадают все возможные и невозможные вопросы и претензии.
    А обзор, кстати, отличный. Один из тех, которые просто заставляют купить игру.

    • Не нравится – не играй.
      Золотые слова, странно, что многие этого не понимают.
      А обзор, кстати, отличный. Один из тех, которые просто заставляют купить игру.
      Спасибо, рад слышать.

  10. Классная игра счас играю, но вот после обновлений сохранялки не работают :(

  11. Лицензионная у меня, тоже вылетает часто, так что не рассказывайте)

  12. Доводы Андрея разумны. Действительно, игра мало сказать сырая.
    Но, тем не менее, я играю в нее. И я играл в первую часть. И буду игарть в последующии если они выйдут. Просто по тому, что это игра (или серия игр) единственная в своем роде. Кому то нравится атмосфера фэнтезийных книг, пялится на эльфов, гномов, орков, кому то нравится явления футуристических идей про лазерные пушки, плазменные пистолеты, инопланетян, умных роботов и прочее, а мне нравится атмосфера земли вечной осени. И осознание того, что я играю на самой отстойной графике заставляет меня страдать. Но все же я играю.
    Сталкер- это пример когда хорошая идея попадает не в те руки.
    Тут неочем спорить. Это вопрос предпочтений.

  13. не знаю у кого как,но у меня все играет в поряде, ни вылетов, ничего. Я играл немного в 1 сталкер, надоело, не прошел. Но когда начал играть в clear очень разочаровало, что локации одни и теже, как будто мод добавили на старый сталкер и выпустили в продажу типа новый сталкер… Неинтересно как-то играть, в то что играл и тем более что тебе не понравилось…