Как убивали Xbox 360

Как убивали Xbox 360

xbox360

Сегодня в море новостей, как и всегда после выходных, много мусора (вас волнует снижение цены на Rock Band для Европы? Меня не волнует) и мертвой рыбы. Но все-таки есть одно сообщение, которое оправдывает и перекрывает все разом: внештатный летописец-биограф семейства Xbox Дин Такахаси снова открыл свой большой рот и изрек интересное.

Такахаси, если кто не в курсе, является автором книг об обеих консолях упомянутого выше семейства – Opening the Xbox и The Xbox 360 Uncloaked – и, судя по всему, обладает хорошими связями, позволяющими ему получать крайне любопытную информацию. Сейчас Дин пишет для блога VentureBeat, где и была опубликована разоблачающая статья о том, как и почему Xbox 360 стала самой проблемной игровой системой нового поколения.

Ссылаясь на анонимные источники Дин сообщает удивительное: за четыре месяца до официального запуска консоли (август 2005) узкоглазые китайские друзья Microsoft активно занимались штамповкой консолей, сталкиваясь при этом с огромными трудностями. Сообщается, что 68 из каждых ста сходивших с конвейера консолей оказывались с дефектами. Что касается CPU новой системы, то из первой партии лишь 16 процентов работали нормально. И в Microsoft об этом знали.

Знали, но решили, что это неважно. На носу запуск, конкуренты из Sony и Nintendo не дремлют, а ранний старт платформы является очень важной частью ее глобальной стратегии под названием «кто первый встал, того и тапки». В общем, руководство MS решило плюнуть на рапорты с заводов и запускаться, как и планировали. Что случилось потом, всем прекрасно известно. Red Ring of Death, гневные отзывы клиентов, потери в размере одного миллиарда долларов на ремонт и обмен сломавшихся консолей, увеличение срока гарантийного обслуживания, сотни тысяч сломанных X360 на складах, официальные извинения и признание наличия проблем с надежностью платформы.

Все это само по себе является достаточным наказанием для людей, проигнорировавших очевидные технические проблемы. Но это ведь далеко не все. Можно пересчитать количество дефектных Xbox 360, провести перепись людей, столкнувшихся с этой проблемой, подсчитать расходы на исправление ситуации и так далее. Но сколько людей, познакомившись с RRoD лично, решили прекратить общение с консолью Microsoft? Сколько игр они не купили? Сколько из них купили PlayStation 3 или Wii, чтобы перестать беспокоиться о том, что завтра любимая игрушка может сломаться? Сколько смотрели на список X360-эксклюзивов и думали «Эх, если бы не чертовы проблемы с надежностью, я бы в это поиграл(а)? Сколько думает так сейчас? А сколько будет думать в ближайшие годы?

Репутационные потери Microsoft неисчислимы. Корпорация просто-напросто потеряла лицо, подвела собственных клиентов и заронила в их умы зерно недоверия. X360 считается самой проблемной консолью нового поколения и считается вполне заслуженно. Сможет ли платформа когда-нибудь избавиться от этого клейма – большой вопрос.

Microsoft, преследуя свои цели, пошла на это добровольно, хотя могла и не осознавать, чем может обернуться подобная безответственность. Запускаться в ноябре 2005 было необходимо, чтобы получить год форы в борьбе с Sony и Nintendo, захватить как можно большую часть рынка и обеспечить себе крепкий плацдарм для дальнейшего проникновения. И потому руководство просто проигнорировало проблемы, сочтя их не настолько значительными, чтобы останавливать процесс запуска и начинать разбираться в причинах. Ирония заключается в том, что своих целей Microsoft не достигла как раз по причине того, что ее консоли были недостаточно надежны.

Может, Xbox 360 изначально не могла соревноваться с Wii – консолью, несмотря на всю мою неприязнь к пропагандируемому Nintendo новому направлению развития видеоигр, блистательной и умной. Может, она даже не имела шансов на равных состязаться с PlayStation 3, за которой стоит мощный бренд и любовь десятков миллионов игроков по всему миру. Но она обязана была выступить лучше, отвоевать себе больший кусок рынка на старте, создать базу для спокойного развития нынешнего поколения консолей и расширить аудиторию своих фанатов для поколения следующего. Сейчас мы видим, к чему идет дело. Wii оторвалась от конкурентов настолько, что ее уже и не видно, расстояние между Xbox 360 и PlayStation 3 минимально и продолжает сокращаться. В общем-то, так Microsoft и надо. Но я бы не сказал, что за неверные решения людей в дорогих костюмах должны расплачиваться игроки. Особенно с учетом того, что Xbox 360, несмотря на все ее проблемы с RRoD и ревущий DVD-привод – прекрасная консоль. Возможно, лучшая консоль в этом поколении. Просто потому, что игровая система без игр – это не игровая система, а красивый кирпич за триста баксов.


Обсуждение