Позитивные стороны

Позитивные стороны

Lost Planet

В киноиндустрии нормальным считается публичное оглашение бюджетов фильмов. А вот в игровой индустрии (интересно, почему меня постоянно несет на параллели между кино и играми?) бюджеты озвучивать не то чтобы нельзя, но как-то не принято. На моей памяти финансовые данные лишь о двух консольных играх попали в прессу и были изрядно там обмусолены: Lost Planet (40 миллионов, из которых 20 на рекламу) и Gears of War (10 миллионов).

Впрочем, и этого достаточно для понимания простого факта: разработка современных игр – развлечение не из дешевых. Говорят, что затраты будут расти и дальше. Еще говорят, что именно в этом главная причина консолидации, желания мелких разработчиков уйти под крупного и богатого издателя, и всех творящихся в мире злодеяний. Молодым, ранним и независимым банально не хватает денег на лицензирование Unreal Engine 3, из-за чего они вынуждены либо штамповать технологически убогую дрянь, либо кланяться в ножки доброй Electronic Arts и надеяться, что ошейник новые хозяева затянут не слишком туго.

А дальше, получается, будет только хуже: чем выше затраты на разработку, тем больше риски в случае неудачи. Потерять миллион долларов на провальной игре – это совсем не то же самое, чем потерять пять. Это ровно в пять раз хуже. И делает акционеров ровно в пять раз злее. Чем меньше издатель, тем сильнее он страдает от каждой потери. А значит, издатели будут стремиться к снижению рисков. Снижение рисков равно отказу от инновационных продуктов в пользу проверенных временем и рынком схем. То есть, сиквелы, клоны и плагиат. Что плохо – мир устроен так, что если в нем кто-то останавливается в своем развитии, он умирает.

Раз красивая графика и приличная физика стоят дорого, то вроде разумным было бы от них отказаться в пользу устаревших технологий, которые (теоретически) должны бы дешеветь. Это как с покупкой компьютера: технофрики берут топовый PC с последними комплектующими за 10k USD, а нормальные люди – бюджетную модель за 1k тех же USD. Те и другие рады: первых распирает от осознания собственной крутости, а вторым нравится отсутствие проблем на ближайшие два-три года. Только, увы, не получится: мало кому захочется покупать новый шутер на UE2, в то время как на той же полке лежит Crysis за аналогичные деньги. Выхода, вроде бы, нет.

А с другой стороны – все новое есть плохо зарытое старое. На прошлой неделе в Xbox Live я купил EXIT – очень простой и очень аддиктивный паззл от Taito, в котором надо управлять супергероем, спасающим людей в кризисных ситуациях вроде пожаров, наводнений или землетрясений. EXIT, ко всему прочему, еще и очень классно выглядит – этакая двумерная комикс-стайл штучка, яркая, чуть схематичная и крайне привлекательная. Вздумай кто-нибудь вложиться в такую же идею «полноценно» – ничего бы не получилось, 3D игре на пользу бы не пошло, равно как и чрезмерно раздутый бюджет. Разумеется, одной двумерной shareware с портативно-консольным прошлым маловато для каких-то серьезных выводов, да и не тянет она на полноценную игру. Но все же EXIT есть и она хороша.

Я ни разу не специалист по оценке стоимости разработки игр, но, по-моему, хорошее, качественное 2D будет подешевле, чем все эти пиксельные шейдеры, сверхреалистичная вода и искусно притворяющиеся настоящими бочки. Может, оно очень трудоемкое, но результат того стоит – качественная рисованная картинка в HD выглядит ничуть не хуже самого разэтакого 3D. А иногда даже и лучше – все любят мультики, но не все любят уродливых трехмерных болванов, которые прикидываются людьми. С добротным 2D можно попробовать новые геймплейные находки, не рискуя потерять всю компанию в случае провала.

Может, в конце концов, вся эта катавасия с растущими бюджетами на разработку вернет к жизни 2D как полноценный жанр и окажется на руку индустрии? А большие игры можно оставить большим компаниям, которые могут это себе позволить. Не то чтобы я очень скучал по временам плоских Чипа с Дейлом и Черного Плаща для NES, но сама идея о разработанных в наше время 2D-проектах мне нравится. Она такая… свежая, что ли. Задолбало уже это трехмерье, в конце концов, хочется разнообразия и безупречной вылизанности картинки. Уж до вылизанности трехмерных объектов индустрии еще топать и топать, в то время как к 2D куда лучше липнут слова «красиво», «стильно» и «безупречно».


Обсуждение