Casus Belli

Casus Belli

lumines

Когда я был маленький, у меня был Список. Я приклеил скотчем к своей белоснежной двери (помнится, за это мне потом хорошо попало, потому как белоснежная дверь и скотч – штуки плохо совместимые) лист бумаги формата А4 и старательно записывал на него названия всех пройденных игр. Сначала листок был один, а потом пришлось повесить и второй, потому что счет пройденных игр пошел на третью сотню. Список был мерилом детской крутизны, наглядным сигналом, объясняющим пришедшим поиграть гостям, кто здесь папа, гуру и мистер быстрые пальцы. И список пополнялся регулярно.

Я сейчас не знаю, нафиг мне это было нужно, но занесение в список новых игр стало чем-то вроде мании. Если в руки попадал новый кардридж, то его название обязательно должно было оказаться на заветной бумажке. И с таким подходом я проходил все подряд: хорошие игры, плохие игры, интересные игры, скучные игры, ужасные игры, игры на японском, игры на английском (мне тогда было фиолетово, я по-русски то читал не очень) и всякие другие игры тоже – разве что «Тетрис» и Battle City не осилил. В этом плане я был целеустремлен, как носорог – играл до финальных титров, не глядя на сложности, проблемы с пониманием происходящего и степень получаемого от игры удовольствия. Мне важнее было пройти, чем насладиться процессом.

К счастью, с тех пор я немного подрос и чуть-чуть поумнел. На двери теперь нет списка, и игры я скорее не прохожу, а пробую. Если мне не нравится – бросаю сразу же, и мне без разницы, сколько это стоило. Если надоедает – поступаю так же. Если вдруг что-то не проходится – к чертям. Если игра хоть чем-то меня раздражает, я не стану в нее играть в принципе – вокруг достаточно других, более достойных и покладистых.

То есть, за последние пятнадцать лет я благополучно прошел три стадии отношений с игровой продукцией: от «я пройду», через «я пройду, если интересно» и до «я поиграю, если игра будет меня умолять». И буквально на днях я уже докатился до того, что впервые в жизни воспользовался солюшном с gamefaqs.com – застрял минут на десять в Lego Star Wars II и мне впервые захотелось продолжать играть, не имея при этом желания разбираться с проблемным местом.

Во многом благодаря этой тенденции PC-игры (не журнал) умерли для меня, как класс. Я просто не хочу и ни за что не буду с ними возиться, ставить патчи, колдовать с настройками и заморачиваться с инсталляцией. Мне тупо лень и неохота – количество возможных проблем в 99% случаев больше количества предполагаемого удовольствия. Ровно по той же причине PSP лежит без игр – не имею ни малейшего желания париться с пиратскими прошивками, и в то же время не хочу лишаться своего букридера и ставить прошивку официальную – в результате лицензионные игры не запустились бы, если бы я их покупал.

Я это все к тому веду, что налицо незаметная, но неотвратимая мутация в казуала. Вся разница между мной и каким-нибудь среднестатистическим тридцатилетним реднеком, проводящим вечера перед телевизором с геймпадом Wii в одной руке и банкой пива – в другой, в том, что он не может что-то сложное пройти или настроить, а я не хочу. Но результат тот же – нам обоим не нужны хардкорный геймплей и многостраничные описания управляющих кнопок, а нужно получить от процесса тупое и незамутненное удовольствие. Удовольствие, которому не мешают технические заморочки, полуторачасовые туториалы и попытки геймдизайнера трахнуть аудиторию собственной игры в мозг с целью развода на покупку сиквела. Нужно нечто простое и аддиктивное. Lumines для PSP. Добрая треть линейки тайтлов из Xbox Live Arcade. Новая часть Tomb Raider. Любой топовый шутер, в котором от играющего не требуются навыки морского пехотинца и кошачья реакция. В общем, игры, которые можно запустить и получить удовольствие незамедлительно, не тратя при этом слишком много времени на обучение и не пытаясь втиснуться в рамки предъявляемых разработчиками требований.

Нет, я, конечно, не совсем пока состарился и усох: на старых дрожжах еще могу играть в тот же Mass Effect или там Overlord. Но очень даже может быть, что недалек тот день, когда я смирю свою любовь к интерактивным историям, забуду мечту о фотореалистичной графике и стану клиентом трижды клятой Nintendo. И я вряд ли один такой: многие некогда хардкорные граждане с двузначной цифрой в графе «игровой стаж», сейчас сознаются, что они физически _не могут_ проходить те игры, которые одолевали десять-пятнадцать лет назад. Не хватает реакции, упорства, нервов – неважно. Важно то, что эти люди есть, их много, они часть нынешней играющей аудитории, и они с каждым днем становятся старше. Наверное, это и будет часть аудитории Wii 2, или как там ее назовут.


Обсуждение