Ace Attorney Investigations: Miles Edgeworth
Детективная буффонада в пяти действиях – насколько алогичная и нелепая, настолько и увлекательная
Лгут все, всегда и при любых обстоятельствах – эту, увы, непреложную правду жизни убедительно доказали ещё древнегреческие философы. А американский профессор психологии Пол Экман в своей книге Telling Lies развеял последние сомнения в склонности человеческой натуры к обману, более того – он просто и наглядно, на примерах, объяснил, что и как надо делать, на что обращать внимание, чтобы вывести любого, самого изворотливого вруна на чистую воду. Эти таинственные, почти мистические знания (шутка ли: научиться распознавать все ужимки и увёртки любимой женщины) могут пригодиться в самых разных жизненных ситуациях: например, если из вашего портмоне стянули несколько хрустящих, восславляющих красоты города Хабаровска бумажек, и вы не знаете, на кого из знакомых думать, или если у вас в руках вдруг оказалась игра из серии Ace Attorney.
Здесь лгут и виновные, и бесчестно оклеветанные, и даже праздно шатающиеся зеваки, волею случая ставшие свидетелями преступления – злоумышленники лгут, понятно, из страха быть разоблачёнными, все остальные – по забывчивости, или боясь раскрыть о себе какую-то постыдную мелочь, или по какой-то иной нелепой причине. Задача – опросить всех причастных и непричастных, всех, до кого только дотянешься, разговорить, запутать дотошными вопросами, найти в словах противоречия, надавить и выведать правду, подвести свои догадки под доказательную базу и выявить, наконец, истинного преступника. В этом – вся Ace Attorney. Поиск правды. Справедливость для всех. Звучит патетично, благородно, героически даже – а на деле оборачивается смехотворными расследованиями и ещё более смехотворными заседаниями в зале суда. Молчать!.. Лежать! То есть встать – суд идёт! Куда вы смотрите, Феникс?! Не смотреть на хорошенькие ножки несовершеннолетней помощницы, на меня, на судью смотреть!
Следствие на этот раз ведёт не хорошо известный по первым играм серии гений адвокатского дела Феникс Райт, а его заклятый оппонент в судейских спорах Майлз Эджворт, флегматичный прокурор с манерами аристократа. Его скучная и торжественная фигура в представительном бордовом пиджаке с кружевным жаб? импонирует определённо больше, чем успевший изрядно поднадоесть за прошедшие годы образ придурковатого и импульсивного аса-атторнея Феникса. Эджворт, кроме прочего, научился по примеру адвоката наводить на собеседников «указующий перст» – мол, вы неправы, господа – одновременно эпическое и потешное зрелище, ещё один (помимо миловидных малолетних девочек с большими глазами – в каждой игре должна быть как минимум одна) фирменный знак сериала. Вместе с тем стиль расследования Эджворта коренным образом отличается от райтовского: если атторней с чудн?й причёской сам выбирал, какую местность он изучит следующей (первые серии обладали некоторой иллюзией нелинейности), то упрямый обвинитель безучастно плывёт по волнам сюжета, исследуя те локации, что преподнесут ему на блюдечке сценаристы. Зато Майлз, как бы странно это не звучало, умеет самостоятельно по этим локациям перемещаться – мелкое, казалось бы, нововведение, но за счёт него игра заметно прибавляет в динамичности.
Ace Attorney Investigations: Miles Edgeworth, как и другие игры серии, тонко использует технические способности DS. Микрофон — чтобы кричать туда дерзкое «Hold it!», яростное «Take that!» и негодующее «Objection!», пугая попутчиков в общественном транспорте. Стилус и тактильный экран — чтобы исследовать локации на предмет улик и для того, чтобы крутить те из них, что уже найдены, тщательно разглядывая их со всех сторон.
В угоду динамизму отменены судебные заседания: вместо того, чтобы пререкаться с судьёй и прокурорами (как раньше), теперь необходимо убеждать в виновности/невиновности подотчётного лица абсолютно случайных людей – полицейских, пассажиров самолёта, стюардесс, прокуроров и самих подозреваемых. С точки зрения логики – глупость невероятная, ну да кому какое дело, это, в конце концов, не «симулятор адвоката», а остроумная карикатура на него. Иначе и быть не может: расследования в игре по-прежнему имеют весьма отдалённое сходство с реальностью, говорю это не как опытный специалист, но как человек со здравым рассудком и в твёрдой памяти. Тут есть всякие технические навороты, вроде реконструирующей прошлое машины и устройства, автоматически обнаруживающего отпечатки ботинок на асфальте, которые в жизни, кажется, ещё не изобрели; а сами истории иногда настолько абсурдны, что остаётся только бессильно разводить руками и приподнимать брови в изумлении. Но играть, тем не менее, необыкновенно, безумно интересно: каждое дело, кажущееся простым поначалу, со временем обрастает всё новыми деталями, всё более запутываясь и принимая очертания причудливого ребуса, разгадка которого требует недюжинных умственных усилий и благосклонности со стороны фортуны. Замысловатая, парадоксальная логика сценаристов не всегда очевидна, и с этим нужно просто смириться – ну иначе мыслят авторы-японцы, ничего не поделаешь. А к середине игры вдруг понимаешь, что уже вполне разбираешься в ситуации и, бывает, с первой попытки предъявляешь верную улику. Отличный тренажёр для ума и наблюдательности – и эффективный способ повысить самооценку.
У персонажей игры, среди которых среди которых много старых знакомцев, сплошь говорящие имена: детектив Gumshoe (дословно «жваный ботинок»), миссис Oldbag («старая кошелка»), сам мистер Wtight (имя-омоним слова right — правильный, справедливый) и т.д. Удивительно, но в оригинале персонажи —японцы с японскими же именами. Но локализаторам удалось так складно адаптировать игру для Запада, что если не знать о ее восточном происхождении — никогда не догадаешься.
Ещё один важный момент, без которого портрет игры был бы неполным: в новой Ace Attorney все пять дел, расследуемых героем, в конечном итоге складываются в единую, цельную историю, чего так не хватало предыдущим частям серии, где все расследования были разрозненны и самодостаточны. Непредсказуемый, туго закрученный сюжетный узелок пятого выпуска скандало-интриго-расследовательского сериала выступает столь сильным, столь естественным стимулом к тому, чтобы узнать, чем всё окончится, что не пройти эту игру до конца – решительно невозможно.
Отсутствие собственно суда дико огорчает. Окончательно продевалось разделение на «пассивный» режим – поиск улик, опрос свидетелей, т.е. «собирание патронов» – и «активный» – битву. В предыдущих частях они уже начали сползать в эту сторону, но мягче. Здесь совсем. Это не то чтобы сильно портит, но.
Если мне не изменяет память, в большинстве игр серии все дела были так или иначе связаны друг с другом. Если она мне таки не изменяет, наиболее эпичным в этом плане было последнее дело в последней игре про Феникса нашего Райта, т.е. в позапрошлой игре. Там на это дело сходилось чуть ли не несколько игр из серии вообще. Абсолютно головокружительное было дельце!
Последняя часть неплохая, прошёл с удовольствием. Ничего прям космического, но крепенько и бодренько.
А нелепость – это просто визитная карточка серии. Так всегда было, и это хорошо: суровые серьёзные вещи вроде Hotel Dusk унылят своей суровостью и серьёзностью, на мой вкус.