Fire Emblem: Radiant Dawn

Аскетичная тактика из прошлого

fire emblem

Fire Emblem – один из старейших и самых именитых сериалов Nintendo, но вместе с тем и один из самых малоизвестных. Серия с почти двадцатилетней историей и богатой родословной (двенадцать игр на шести платформах) до середины двухтысячных годов не издавалась за пределами Японии. Консервативные азиаты сомневались, будет ли игра такого редкого и специфичного жанра, как tactical RPG, популярна на Западе, и до последнего тянули с локализацией. На их решение выпустить сериал в Европе и Америке повлиял успех игры Super Smash Bros. Melee для GameCube: англоязычной публике очень понравилось стравливать в схватке персонажей из различных вселенных Nintendo, и в особенности героев неведомой ей саги Fire Emblem – принца Марса и воина Роя. Люди заинтересовались «Огненной эмблемой», и Nintendo решила ковать железо, пока горячо: вышедшая в 2005 году Fire Emblem для GameBoy Advance стала первой игрой серии, переведённой на языки, отличные от японского. Незатейливая графика в духе ранних Final Fantasy, основанная на принципе «камень-ножницы-бумага» игровая механика (меч побеждает топор, топор побеждает копьё, копьё побеждает меч) и фентези-сеттинг – в наследство игре достались все традиционные для сериала атрибуты.

Спустя год разработчики из талантливой киотской студии Intelligent Systems (внутреннее подразделение Nintendo, ранее называвшееся R&D1) сделали ещё одну игру серии для GBA – Fire Emblem: The Sacred Stones, а ещё через два года вышла Fire Emblem: Path of Radiance для GameCube. Каждая из игр рассказывала сюжетно не связанные истории о приключениях новых героев в разных вселенных – совсем как в упомянутой Final Fantasy. В 2008 году свет увидели сразу две новые игры серии: Fire Emblem: Shadow Dragon для DS и Fire Emblem: Radiant Dawn для Wii. Shadow Dragon была ремейком самой первой игры серии и в который раз поведала историю лишённого королевства принца Марса (первые два раза состоялись на NES и SNES), вторая стала продолжением Path of Radiance.

Волшебный континент Теллиус населён расой Лагуз – людьми, в момент опасности умеющими обращаться волками, львами, птицами или драконами, расой Беорк – человеческим родом, когда-то давно разделившимся на несколько наций, и ангелоподобными существами сиренами. Государствами здесь правят умудрённые опытом седые старцы, желторотые юнцы и узурпировавшие власть кровавые тираны, но намного чаще – «кавайные» анимешные девочки с разноцветными волосами. А ещё в этом мире беспрестанно идёт война. То лагуз не поделят что-то с беорками, то вспыхнет конфликт между людьми – поводов достаточно. Поэтому у возглавляемой генералом Айком дружины наёмников Greil Mercenaries всегда хватает работы: в Path of Radiance они помогли стране Крымии одолеть охваченного жаждой власти Безумного короля, в Radiant Dawn приняли сторону лагуз в их войне против Империи. Но акцент повествования в игре для Wii сместился с Айка и его команды на других персонажей: так в одном из королевств начнётся война за независимость и надо будет помочь повстанцам завоевать свободу, в другом – вспыхнет революция, и помощь потребуется уже законной королеве, отбивающейся от чужих притязаний на трон. В этом вся Fire Emblem: заговоры, мятежи, похищения и политические дрязги, а также десятки действующих лиц – от закованных в латы вчерашних крестьян, до легендарных полководцев и особ королевской крови. И каждого доведётся испытать в бою – если и не контролируя персонажа лично, то сражаясь плечом к плечу.

Сражения здесь похожи на игру в шахматы: длительные, интересные, и требуют планирования на несколько ходов вперёд. На расчерченном клетками поле боя, устланном домиками, речушками, деревьями и прочими естественными и искусственными преградами, расставляются бойцы – язык не поворачивается назвать их «юнитами», ведь у каждого свой характер и внешность, не говоря уже об уникальных умениях. Есть цель, которая меняется зависимости от сюжета: захватить территорию, победить предводителя вражеской армии или продержаться в течение какого-то времени – и её надо выполнить, избежав смерти главных героев. С гибелью любого другого персонажа игра не заканчивается, но смерть подчинённых – всегда невосполнимая утрата, потому что вернуть к жизни павших невозможно, а значит они не смогут принять участия ни в одной из следующих битв. Сражения, как и во всех тактических RPG, пошаговые: сначала ходит игрок, раздавая распоряжения своим подопечным, а затем противник. И простой схемой «меч побеждает топор, топор побеждает копьё, копьё побеждает меч» всё не ограничивается – это лишь костяк боевой системы, на который нанизано всё остальное: использование магии и лучников, лекарей и драконов, катапульт и укреплённых замков. Работает такая механика очень просто и сразу погружает в атмосферу тактических боёв.

Очень жаль, но сюжет Radiant Dawn выступает скорее декорацией к череде бесконечных битв, чем самодостаточным аспектом игры. Авторы постарались придать истории серьёзности, затронув темы любви и самопожертвования, расизма и национализма, но все их усилия сводятся на нет морально и технологически отсталым набором изобразительных средств. Патетичные, изображённые в виде статичных картинок с подписями, беспомощные диалоги, плохая драматургия – совсем не то, что ожидаешь увидеть в игре XXI века. При этом история не лишена потенциала: есть интересные, запоминающиеся персонажи, хватает и эффектных сцен. Но при всём уважении к традициям серии: она не менялась уже слишком давно. То, что прекрасно работало десять, пятнадцать лет назад, сегодня выглядит бесконечно устаревшим и может существовать разве что на портативных консолях; сериалу отчаянно не хватает современной графики и адекватной времени формы подачи сюжета (озвученных диалогов и качественных CG-заставок, как минимум). Хочется верить, что к своему следующему выпуску (разработка которого, по слухам, уже началась) сериал сильно обновится – в нём чувствуется то редкое и замечательное, что игроманы называют «душой игры», и поэтому на серии не хотелось бы ставить крест. Но в её нынешнем виде будущего у «Огненной эмблемы» нет.


Обсуждение

  1. Мне очень понравилось, прямо поиграть захотелось. Хорошо, что и Wii, и DS есть)

  2. Лучше наверное даже с GBA-игры начинать – у неё самый высокий рейтинг среди всех игр серии.