Связующие нити

Связующие нити

Mirrors Edge comix

Сейчас, по большому счету, никому уже не надо доказывать, что видеоигры как самостоятельная индустрия развлечений с нами надолго. Ни у кого не вызывают особых восторгов ежегодные данные о росте оборота денег на игровом рынке, постоянные отсылки к играм в фильмах, появление соответствующих рекламных роликов на телевидении или то, что игровые выставки регулярно собирают тысячи и тысячи заинтересованных людей со всего мира. Двадцать лет активной экспансии сделали свое дело – видеоигры плотно вошли в жизнь современного человека и теперь, нравится это ему или нет, являются неотъемлемой ее частью.

И этот замечательный факт порождает весьма любопытную и глобальную реакцию. Если в своем младенчестве игры были своеобразным потребителем чужих идей, вбирали в себя фильмы, литературу, музыку и комиксы, то теперь, твердо встав на ноги и почувствовав уверенность, начинают отдавать одолженное обратно, причем отдавать с процентами. Сейчас никого не удивишь ни фильмом по мотивам популярной игры, ни ее саундтреком на прилавке музыкального магазина, ни серией новелл, расширяющих ее мир, ни комиксом со знакомыми персонажами на обложке.

Лично мне игры интересны не только как самостоятельный продукт. Я вижу в них уникальную среду, способную поглотить, изменить, улучшить самые интересные вещи из всех других сегментов развлекательной индустрии. Динамичность фильмов, комплексные сюжеты книг, яркость персонажей и акцентированное повествование комиксов – все это замечательно вплетается в игры, устанавливается на их интерактивную основу, а затем развивается, превращаясь в нечто новое. Даже музыка, далеко стоящая от прочих развлекательных продуктов, вписывается в эту концепцию замечательно – в прошлом году музыкальные игры принесли едва ли не пятую часть от всех денег, заработанных индустрией в Северной Америке.

Так было раньше, когда игры работали чем-то вроде донора, которому скармливали популярные лицензии (преимущественно из фильмов), чтобы затем заработать на них еще немного денег. А теперь мы можем наблюдать обратный эффект: игры становятся основой для книг, фильмов, комиксов, обзаводятся собственным фольклором, формируют некий образ современного геймера, одновременно становятся все более самостоятельными, и все теснее связанными с другими формами развлечений.

Порой эта тенденция приобретает весьма причудливые формы: достаточно вспомнить хотя бы казус со Stranglehold, которая, будучи создана по мотивам фильма, теперь сама становится для фильма основой. Но это исключения, а новым правилом может стать изначальный прицел новых IP на кросс-форматность, когда разработчики формируют не идею для новой игры, а идею для нового мира, который расползется по всем развлекательным сферам, и будет поддерживать сам себя. Издательство Electronic Arts уже демонстрирует эту схему в действии: Dead Space, Mirror’s Edge, Dante’s Inferno – все они позиционируются как не просто игры, а как игры плюс что-то. Например, игра плюс комикс. Или игра плюс фильм. Или игра плюс то, другое и еще что-нибудь сверху.

Идея развивается. Создатели игр взяли моду выпускать комиксы по мотивам игры чуть ли не до релиза самой игры, чтобы рекламировать свой продукт. Многострадальный Wheelman показывает, что может существовать концепция тандема дополняющих друг друга фильма и игры. Пусть она не сработала в этом конкретном случае, но она может существовать. Книги по мотивам Mass Effect нельзя найти на прилавках российских магазинов, но в природе они существуют и, вероятно, кто-то их читает. Черт, как раз на днях стало известно, что Bethesda зарегистрировала права на создание тв-сериала и фильма на основе лицензии Fallout.

С каждым годом игры становятся прибыльнее, привлекательнее и крепче. Как они будут развиваться в отдаленном будущем, никто сегодня не скажет, но уже очевидно, что они выросли и больше не помещаются в том загоне, в котором вольготно жили лет так десять назад. Они тянут свои щупальца к кино, телевидению, книгам, комиксам, музыкальному рынку – создают тонкую, но очень прочную сеть из связующих нитей, объединяющих все сегменты развлекательной индустрии в единое целое. И знаете, в этой паутине тем, кому игры по-настоящему интересны, будет очень тепло и комфортно.

Например, я с удивлением и восторгом открыл для себя мир комиксов по мотивам видеоигр. Четыре вышедших к данному моменту тома Mirror’s Edge проливают свет на события, о которых в самой игре (которую я прошел вдоль, поперек и, учитывая особенности геймплея, по вертикали) не было сказано ни слова, дополняют игровой мир, добавляют новые черты к образу главной героини, делают происходящее в игре (а через нее – в комиксе) более осмысленным и понятным. По сути, комикс не просто продлевает удовольствие от наблюдения за понравившейся игровой вселенной. Он делает эту вселенную более глубокой, детальной, проработанной и четкой. Собственно, этого мне и хотелось – когда игра закончилась, а сиквел еще не факт, что будет, скрасить ожидание комиксом (книгой, фильмом) по мотивам будет очень и очень здорово. А после них, набравшись новых впечатлений, можно повторно пройти понравившуюся игру – вдруг заметишь в ней нечто новое.

Комиксы интересны и сами по себе: Dead Space, Halo, Gears of War (переведенную версию последнего раздают на дисках в последних выпусках журнала «Страна Игр»), даже если я не питаю особого интереса к их играм-прародительницам, достаточно самостоятельны, чтобы понравиться и без них. И да, я бы с удовольствием почитал новеллы по мотивам некоторых игр, посмотрел фильмы, которые снимут на их основе, заслушал до дыр некоторые саундтреки и так далее в том же духе. Не знаю, как вам, а мне в этом мире взаимосвязанных, но в то же время независимых проектов, очень уютно.


Обсуждение