За Тидуса с Юной
Я, хоть пытайте меня щекоткой, не помню, кто сказал, что главными движущими мотивами человека являются секс и чувство собственной значимости, но он был явно недалек от истины – большинство человечков и правда совершают львиную долю своих поступков, руководствуясь именно этими вещами. Не мое это дело – клеймить человечество позором за его низкие мотивы и похоть, так что давайте лучше просто спроецируем тему значимости и секса на видеоигры и посмотрим, к чему это приведет.
Итак, что заставляет людей проходить видеоигры? Первый, самый значимый и очевидный фактор – людям нравится играть. Именно геймплей, будучи основой всего в индустрии, во многом и определяет, сколько времени гражданин Икс проведет за игрой Игрек. Если играть интересно – он проходит все вдоль, поперек, по диагонали и наискосок, если играть скучно – бросает бесперспективное занятие. Второй фактор – желание узнать, что будет дальше. Касается он только игр с сюжетом и, учитывая беззубость большинства игровых историй, имеет куда меньшую привлекательность, чем геймплей. Наконец, есть и третий фактор – упрямое желание побеждать, проходить и завоевывать. По сути, это можно назвать удовлетворением чувства собственной значимости: какой-нибудь хитрожо…, пардон, дипломированный психолог мог бы даже сказать, что некоторые люди своими виртуальными победами компенсируют неудачи в реальной жизни. Игры по своей сути целиком и полностью состоят из противостояния, в котором игрок должен выходить победителем, а благодаря последним веяниям моды (Achievements, Trophies) успехи в электронных баталиях вполне могут работать своеобразным, простите, писькомером.
Чего в этой стройной теории, за которую мне просто обязаны дать какую-нибудь модную премию, явно не хватает, так это секса. Раз уж чувство собственной значимости способно толкать людей на прохождение видеоигр, то того же самого можно добиться и с помощью древнейшего из всех интересов человека. И некоторые уже добиваются: в мире существует целый пласт невидимых за небоскребами AAA-блокбастеров игр, главной движущей силой которых является не геймплей, не сюжет, а банальный секс. Разумеется, это хентай-игры.
Хентай как жанр в глазах рядового обывателя – это симулятор свиданий с рисованными эротическими сценами. Классический образчик интерактивной порнографии содержит в себе одного безносого (сифилис?) юношу и набор блюдцеглазых девиц, каждая из которых подпадает под один из стереотипов «рисованной девушки, которая нравится задротам». Главная цель игрока в подобных забавах – прорваться сквозь мегатонны текста и, путем выбора правильных вариантов действий в определенных местах, склонить понравившуюся даму к интимной близости. Просто, гениально, эффективно и… невероятно скучно. 99,9% подобных игр с трудом можно назвать играми – непосредственно игровая составляющая там стремится к нулю и интерактивными новеллами их называют не просто так. Хотя я не всегда понимаю, причем там слово «интерактивные». Да и для слова «новелла» подобное употребление, по меньшей мере, оскорбительно.
Но на самом деле хентай несколько глубже и богаче, чем кажется на первый взгляд. Среди неотличимых друг от друга dating sim-ов встречаются и куда более интересные вещи, которые соответствуют канонам жанра (т.е., показывают игроку то, чего он ждет от хентая), но при этом имеют полное право называться играми. Схема создания подобных продуктов проста: берем идею из какой-нибудь обыкновенной (не хентайной) игры, вырезаем к чертям весь сопливый сторилайн, и забиваем образовавшиеся пустоты отборным порно с тентаклевыми монстрами, изнасилованиями или просто будничными постельными сценами. Вуаля – шедевр готов. Даже если геймплейная составляющая и оставляет желать лучшего, клиенты все равно играют ради того, что будет после нее.
Примеров подобных игр множество и еще чуть-чуть сверху. Вот, например, Brave Soul – почти культовая и почти классическая ролевая игра. Безликое волосатое чудище с мечом в роли главгероя, орки-эльфы-монстры в качестве деталей интерьера, хитпойнты, экспа, кач, сюжет, квесты – все дела. Чем-то она похожа на ранние части Wild Arms – вы либо сдохнете со скуки во время заунывных и бесконечных баталий, либо вас прикончат попытки вникнуть в местный, мнэ, сюжет. Единственное отличие от типичных проходных RPG, заполонивших в свое время PS one – это, конечно, голые женщины и всякое такое, что приводит к выдаче играм рейтинга «18+».
Для тех, кому подавай тактику, существует Pretty Soldier Wars A.D. 2048 – нечто страшненькое, выглядящее чуть богаче первой части X-Com, и использующее порнографию как двигатель игрового процесса. Игровая механика типична для тактических RPG – пошаговая, с развитием персонажей, изучением их уникальных способностей, подбором партии и всем таким прочим. Простенько, конечно, но работает. А еще там злые тентаклевые монстры насилуют всех подряд самыми изощренными способами.
А вот, скажем, Tears to Tiara – довольно забавная тактическая RPG из той же оперы. Арт так себе, персонажи скучненькие, читать там нечего, а вот боевая система весьма любопытная и даже, пожалуй, оригинальная. И хентай, разумеется, есть.
XX na Kanojo no Tsukurikata Happening – вообще близкая к гениальному вещь. При поверхностном взгляде представляется обычным порносимом из серии «создай девушку своей мечты, а потом согни ее в какую-нибудь интересную позу», но на деле оказывается чуть ли не клоном Sim City – сюжет игры подразумевает регулярное строительство новых зданий в виртуальном населенном пункте, и именно от градостроительных способностей хентайщика напрямую зависит то, сколько же разных интересных картинок он увидит.
Или, скажем, Sengoku Hime – зубодробительная стратегия о временах японских феодальных войн. Захваты замков, суровые стратегические решения, менеджмент ресурсов, найм новых вояк, сбор налогов и все-все-все то, чего вы ждете от игр, создатели которых явно вдохновлялись идеями чудесного сериала Romance of the Three Kingdoms и, наверное, Shogun: Total War.
На самом деле, продолжать можно до бесконечности: если достаточно долго копаться на развалах японской интерактивной порнографии, то можно, наверное, найти все, что вы только сможете себе представить. Но все эти игры, по сути, объединяет одно: главным мотиватором для игрока в них работает не сюжет, а обещание показать несколько веселых картинок понятно какого содержания, а огрехи в геймплейной составляющей компенсируются размером бюста подружки главного героя. При этом нельзя не сказать, что далеко не всем играм этой категории такой костыль нужен; может они и не в состоянии на равных состязаться с Final Fantasy, Disgaea, Jagged Alliance и прочими «полноценными» релизами, но некоторые из них в игровом плане очень и очень ничего.
Ортодоксальная, почти признанная цивилизованным обществом часть игровой индустрии может сколько угодно закрывать глаза на тот факт, что на свете не хватит аистов, чтобы натаскать на Землю столько китайцев, и стыдливо краснеть при намеке на постельную сцену, но человечество не изменить – секс всегда был и всегда будет одной из движущих сил везде и во всем. И может быть в один прекрасный день, когда мы перевешаем всех цензоров на планете, Тидус все-таки переспит с Юной. В условиях финансового кризиса и стремительно растущих бюджетов на разработку игр, это было бы весьма кстати.