Карманный бильярд

Карманный бильярд

portable

Я наконец-то нашел единственно правильный метод использования моей PlayStation Portable по прямому назначению – играю на ней в Virtua Tennis или Hot Shots Golf, пока Xbox 360 качает свежий Arcade-релиз с Xbox Live или инсталлирует новую игру на свой жесткий диск. В остальном же портативные платформы все еще остаются для меня симпатичными, но совершенно бесполезными в быту устройствами – та же PSP большую часть своей жизни работает букридером. 

Но для многих и многих людей по всему миру карманные игровые системы стали неотъемлемой частью жизни, портативный сегмент индустрии твердо стоит на обеих ногах, продажи стремительно растут, интерес не угасает. На фоне регулярных отчетов о новых успехах Nintendo DS и забавных телодвижений, которые совершает Sony в отношении PSP, тем более странными выглядят разговоры о том, что скоро все это портативное счастье для ста с лишним миллионов людей может схлопнуться, рассыпаться в прах и умереть.

Виновник грядущих погромов уже известен – обожаемый одними и люто презираемый другими телефон iPhone компании Apple. «Убийца портативных систем» вооружен и опасен: его продажи велики, для него сделаны сотни и сотни игр на любой вкус, ведущие игровые компании с радостью адаптируют для него свои хиты. И если изначально все эти разговоры о пришествии нового короля портативного рынка казались очередным выплеском PR-бреда и списывались на любовь народа к дутым сенсациям, то сейчас ситуация становится все более серьезной и даже угрожающей. 

Red Alert, SSX, FIFA, Madden NFL, NBA Live, The Sims, Need for Speed, Spore, Tiger Woods – вот что намеревается продавать владельцам «яблочного» телефона трухардкорное мультиплатформ-ориентированное бывшее мегаиздательство Electronic Arts. Noby Noby Boy, Assassin’s Creed, deBlob, Puzzle Quest, Brothers in Arms, пара проектов от id Software, I Love Katamari, Guitar Rock Tour, новый проект Bethesda, Prey – все это либо уже появилось, либо появится в AppStore в обозримом будущем. На начало марта нынешнего года каталог игр для iPhone насчитывал более шести тысяч наименований, полторы тысячи из которых были бесплатными. Двенадцать из двадцати пяти позиций в списке самых популярных приложений для телефона – это игры.

Мы, суровые мужчины и женщины, которые еще Contra на NES без использования Continue проходили, можем хоть до второго пришествия качать головами и кивать на то, что Metal Gear для iPhone – это чертов шутер, но ситуацию не изменишь. iPhone – первый из нового поколения телефонов, на которых можно запускать игры, сопоставимые по качеству с играми для «чистокровных» портативных консолей. Результаты этого прорыва, что называется, налицо. И на вопрос «угрожает ли iPhone традиционным портативным системам?» можно с уверенностью отвечать «да, еще как угрожает».

Специалисты уже называют iPhone самым многообещающим из современных устройств, имеющих отношение к мобильному геймингу. iPhone уже оказал серьезное влияние на рынок портативных игр, как следует подстегнув интерес к ним у публики, а вместе с ним – продажи, доходы причастных лиц, желание инвесторов делиться с разработчиками и издателями деньгами. iPhone уже называют будущим портативного сегмента игровой индустрии. В прошлом месяце появилась информация о том, что яблофон обзаведется улучшенной поддержкой мультиплеера, а разработчики смогут выпускать для своих проектов DLC. И дальше будет веселее.

Когда платформа набирает значительную популярность, издательства резко загораются любовью к ней – это естественный процесс, который мы уже не раз видели и не раз еще увидим. Ведущие мировые издательства в своей любви к Apple уже расписались, тут и говорить не о чем. Но есть и еще одна группа товарищей, для которых пришествие iPhone лучше манны небесной. И это независимые разработчики. Для них устройство, имеющее огромную пользовательскую базу, полностью цифровую систему распространения контента и, что самое важное, низкие требования к желающим заработать – это практически ворота в мир, и ворота, распахнутые настежь. SDK для iPhone-разработчиков стоит смешных денег, и при этом инди-девелоперам не придется терпеть допросы и издевательства в застенках Apple, чтобы получить лицензию на работу.

Когда основатель специализирующейся на iPhone-проектах компании ng:moco Нил Янг произнес фразу «There’s never been a better time to be independent», он имел в виду именно устройство Apple и именно тех ребят, которые хотят делать игры, но не могут найти денег на то, чтобы стать лицензированными разработчиками продукции для Nintendo DS или PlayStation Portable. Независимым разработчикам на iPhone не просто хорошо – для них там, натурально, рай. Где независимые разработчики, там и инновации. Где инновации, там интересные игры. Где интересные игры, там клиенты. Где клиенты, там деньги. Где деньги, там рынок. Простая, очевидная, понятная каждому цепочка. 

Еще один маленький, но немаловажный факт: согласно исследованию, проведенному все той же ng:moco, владельцы iPhone в среднем проводят игровые сессии примерно такой же продолжительности, как среднестатистические владельцы «полноценных» игровых систем вроде DS и PSP. Если на игры для мобильных телефонов прошлого поколения обычный пользователь в среднем тратил по шесть минут за раз, то на iPhone-поделку у него уходит уже 22 минуты в один присест. И это тоже стоит держать в уме, когда вы в очередной раз начнете безапелляционно крошить в труху идею существования видеоигр на мобильных телефонах как таковую.

Убьет ли iPhone портативные игровые системы? Не сегодня. Платформа Apple, если рассматривать ее не как телефон, а как устройство для запуска видеоигр, все еще путается в пеленках и делает в штаны. Да и, в конце концов, полумифические японские мобильные телефоны не убили карманные консоли в Стране восходящего солнца, хотя треть проживающих там геймеров предпочитала играть именно на них.

Но знаки очевидны, и их нельзя игнорировать: Джобс и компания почти случайно наткнулись на золотую жилу, которая в итоге может оказаться не менее богатой, чем та, которую сейчас усердно разрабатывает с помощью Wii компания Nintendo. Удобная для клиентов и разработчиков, простая, с отлаженной системой доставки контента платформа – это не шутки, это серьезно. И будь я на месте Sony и Nintendo, я бы начал нервничать, и нервничать серьезно. Впрочем, они уже начали – сами поглядите, с каким энтузиазмом DS и PSP бросились в объятья цифровой дистрибуции.

Мне, в силу банальных причин, весь портативный игровой рынок до лампочки. Но при этом очень не хотелось бы пережить день, когда классические карманные консоли сойдут на нет и уступят свое с боем занятое место под солнцем смартфонам. Да они, наверное, и не уйдут. До тех пор, пока есть люди, для которых возможность поиграть важнее возможности позвонить, пока существует этот иррациональный, но такой милый «игровой расизм», ратующий за «чистокровность» игровых систем, их первичность и самодостаточность, будут существовать DS, PSP и их последователи. По крайней мере, мне почему-то очень хочется в это верить.


Обсуждение