Путь в никуда

Путь в никуда

MGS4

Честно говоря, никогда не питал особой любви к интервью индустриальных деятелей, в которых они говорят о развитии игровой индустрии, глобальных темах и общем облике того, ради чего все мы здесь сегодня собрались. Большая часть маститых разработчиков и представителей издательств никогда не говорит ничего интересного: обтекаемые фразы, общие выводы, очевидные умозаключения – они рассказывают о вещах, которые и так всем известны, и главной своей целью во время разговора с журналистами ставят политкорректность. Желание никого не обидеть само по себе вовсе не плохо, но читать такие вот выхолощенные интервью – занятие довольно скучное.

Тем не менее, иногда кого-нибудь из разработчиков прорывает, и он начинает говорить о вещах действительно важных и интересных (по крайней мере, для меня). Примерно месяц назад Ясухиро Вада – смешной ушастый японец и создатель замечательного сериала Harvest Moon, ни в одну представительницу которого я до сих пор не играл – в одном из своих интервью высказал весьма любопытные мысли о роли сиквелов в игровой индустрии.

Вада-сан призывает разработчиков и издателей перестать слишком полагаться на продолжения популярных игр, так как они могут отвратить игроков от их любимого развлечения. По мнению Ясухиро, засилье сиквелов на рынке может привести к тому, что геймеры попросту устанут раз за разом играть в одно и то же и, в результате, бросят наскучившее им занятие.

Мне подобное заявление кажется несколько преувеличенным. Даже если некоторые компании чересчур увлекаются выпуском продолжений, рынок слишком велик, чтобы это заметить. Грубо говоря, если вам надоели сиквелы одной серии, вы всегда можете обратить свое внимание на другую – в глобальном плане продолжения никак на количество игроков не влияют. 

Но они очень даже влияют на доходы определенных компаний. Для чего вообще выпускают сиквелы? Исключительно для того, чтобы иметь гарантированную, или почти гарантированную прибыль. Запуск новых проектов сопряжен с огромным риском (вспомните ICO или недавние Dead Space и Mirror’s Edge), а с учетом того, сколько сейчас стоит их разработка, вполне естественно, что издательства стараются сокращать риски и полагаться на проверенные, уже имеющие собственную армию поклонников, тайтлы. Но, как это ни странно, у идеи добычи денег из однажды (дважды, трижды и так далее) завоеванной аудитории тоже есть свой минус.

Сама суть продолжений и побочных ветвей плохо сочетается с современной индустрией, которая стремительно затягивает в свои сети все новых и новых последователей. В стародавние времена это не было так заметно: видеоигры путались в пеленках, аудитория росла не так быстро, консоли считали не поколениями, а игр было не то чтобы слишком много. Сейчас же выбор огромен, игровых платформ масса, суммарное число игр в библиотеках всех состоявшихся систем так велико, что поиграть в них все и целой жизни не хватит. К тому же, часть мамонтов, которые еще о дурацкий геймпад NES мозоли на руках натерли, перестает интересоваться играми, а их места занимают толпы восторженных неофитов, которых мало волнует, во что там играли их предки три поколения назад. И я, честно говоря, не хотел бы оказаться на месте этих новичков в ситуации, когда рынок забит сериалами, основы которых были заложены десять-пятнадцать лет назад.

Совсем недавно черт дернул меня ознакомиться с демо-версией главного блокбастера этой весны - Resident Evil 5. Демо не понравилось и желания покупать игру не возникло, но даже если бы все было наоборот, мне пришлось бы триста раз подумать, прежде чем бежать в магазин. Как прикажете наслаждаться сюжетом, отсылками к предыдущим частям, новыми поворотами сюжета и собирать кусочки мозаики, представляющей собой историю серии, если ни в одну из предыдущих частей этой самой серии ты не играл? 

Да, конечно, разработчики все прекрасно понимают и потому как огня боятся, что их драгоценные игровые сериалы превратятся в подобие сериалов телевизионных, где пропуск пары-тройки серий может обернуться для зрителя потерей нити повествования, а вместе с ней – интереса к происходящему на экране. Игры по большей части самодостаточны и 90% частей существующих сериалов вообще никак не связаны друг с другом. Нет никакой необходимости играть в самую первую Need for Speed, чтобы потом лучше понять Need for Speed Shift, в Mario нет сюжета, никто не беспокоится о стройности повествования в Sonic the Hedgehog.

Но в то же время как можно покупать PlayStation 3 и садиться играть в Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, если ты не видел предыдущих трех частей MGS? Какой в этом смысл? Какое удовольствие? Черт, я играл в первый MGS на PS one, прошел его четыре раза, видел оба варианта концовки и все равно толком не помню, что там было и кто с кем повздорил. И да, временами я путаюсь в сюжетных джунглях серии, даже несмотря на то, что видел-прошел все ее части кроме последней. Но если у меня с восприятием MGS проблемы, то что поймет подросток, для которого MGS4 – первая MGS в жизни? 

Солид Снейк может быть почти так же популярен, как Иисус Христос, но одной лишь известности для поддержания продаж новых частей мало. Этому мешает сама структура сериалов – череда сиквелов, выпускаемых на протяжении десятилетий на разных платформах. Редкий человек побежит покупать PS one и PS2, чтобы потом с комфортом поиграть на PS3. Редкий человек полезет в интернет выяснять подробности сюжета предыдущих пятидесяти частей такой-то серии, чтобы потом засесть играть в последнюю ее представительницу.

И вкупе со словами Ясухиро Вады о том, что однообразие утомляет, мы получаем чудную, почти идиллическую картинку. С каждым днем фанаты сериала «Х» становятся старше, с каждой новой частью серии их интерес к ней угасает, каждый день их все меньше и меньше. И в то же время новичков пугает богатая событиями вселенная сериала, живущий по своим правилам на протяжении многих лет игровой мир, масса уже упущенных ими событий – места ветеранов остаются свободными. По большому счету игровой сериал с сильным сюжетом и растянутой на многие годы и поколения консолей историей – это путь в никуда. И это, на самом деле, очень грустно.


Обсуждение