Конфликт поколений

Конфликт поколений

fallout 3

Когда много лет подряд пишешь о видеоиграх, постепенно вырабатывается чутье на хиты. Для этого не надо быть очень умным или держать в чулане волшебный хрустальный шар – банального опыта (который сын ошибок трудных) более чем достаточно, чтобы по первым же пресс-релизам угадывать если не точные продажи, то примерную оценку грядущего проекта и количество восторженных воплей, которыми удостоит его профильная пресса. В случае с Fallout 3 этот обычно полезный навык оказался совсем не нужен – даже имеющему весьма смутные представления об играх человеку было заранее известно, что ее успех неминуем. Но успех успехом, а меня не покидало ощущение, что все это не к добру. С того самого дня, как Bethesda объявила о приобретении прав на вселенную Fallout, преследовала мысль «они сделают из него еще один Morrowind». И теперь, когда игра выпущена (распродана неприличным тиражом, облизана всеми критиками отсюда и до Альфа Центавра, названа лучшей RPG 2008 и так далее в том же духе), с прискорбием сообщаю, что предчувствие не обмануло – это все действительно было не к добру. Как это ни странно, Bethesda вновь, в третий раз подряд пыталась сделать Morrowind. Пыталась отчаянно и изо всех сил, заталкивая упирающийся брэнд в соответствующие рамки ногами, отрезая лишнее и беззастенчиво корежа то, что в свое время стало легендой жанра. Самое смешное, что превратить Fallout 3 в Morrowind 3 студии не позволило как раз то, за что ее владельцы отвалили Interplay денег – брэнд Fallout и прилагающаяся к нему группа радикально настроенных идолопоклонников. Я как-то ничуть не сомневаюсь, что будь у Bethesda развязаны руки, они вышвырнули бы из игры все, что туда лезть не хотело – S.P.E.C.I.A.L., пошаговые бои, возможность плюнуть на всех и заняться своими делами (хотя нет, последнюю все-таки выкинули). Но поступить таким образом значило расписаться в собственном неумении делать что-то кроме красивой картинки, восстановить против себя каждого поклонника первых двух частей сериала, убить надежды на то, что в будущем Fallout сделает всех причастных очень богатыми. В результате получилось то, что получилось, и это не Morrowind. Но и не Fallout тоже. Strength, Perception, Endurance, Charisma, Intelligence, Agility, Luck – семь слов, которые знает каждый поклонник серии. S.P.E.C.I.A.L. – золотой стандарт систем описания персонажей в ролевых играх, оказалась даром не нужна в третьей части Fallout. Как не нужна там пошаговая система боев, перки и все то, что делало «Фоллаут» таким увлекательным, когда дело доходило до прокачки. Единственное, что нужно постядерному человеку в игре Bethesda – это большое ружье и прокачанный навык стрельбы из него. Потому что Fallout 3 – это, извините, шутер. С элементами RPG. Основа основ любой приличной ролевой игры наших дней – боевая система – в Fallout 3 купирована под самый корень. Единственный намек на нее – недопошаговая и маразматичная штука под названием V.A.T.S., созданная лишь затем, чтобы организовать хоть какую-то иллюзию тактической составляющей в битвах и заткнуть рты тем поклонникам сериала, которые недоумевают в связи с отсутствием в его третьей части гексов. Не имея возможности включить в игру мечи, магию и реальное время, но в то же время столкнувшись с необходимостью угодить толпе поклонников сериала и как-то впихнуть в бои автоматы с пулеметами, разработчики попросту растерялись и сделали экшн с заплаткой, позволяющей спокойно играть тем, у кого на шутеры с рождения аллергия. По сути, все, что относится к боевой системе и развитию персонажа, было включено в игру просто для галочки. Те, кто не мыслит Fallout без S.P.E.C.I.A.L, могут хоть до посинения создавать героев с разными характеристиками, подбирать навыки под определенный стиль прохождения, прокачивать скиллы и воображать, что играют в RPG – это не возбраняется. Но если искать кратчайший путь к цели, то быстро выясняется, что вся возня с распределением очков опыта попросту не нужна – в вашингтонских пустошах можно спокойно жить, овладев только одним навыком – умением вовремя активировать V.A.T.S. и отстреливать врагам их глупые головы. Если кто-то хочет при прохождении Fallout 3 столкнуться со сложностями, то создавать их ему придется самому. Можно, например, запретить себе пользоваться оружием и отыграть ниндзя, прячущегося в тенях и разящего недругов исключительно ударом кулака в лоб. Но, если все-таки взять себя в руки и абстрагироваться от фанатской преданности идеям Fallout 2, то необходимо признать, что Fallout 3 – игра замечательная. От Morrowind и Oblivion ей в наследство досталась фирменная черта всех игр Bethesda – завораживающий визуальный ряд. Вместе с ним, правда, досталось и кое-что еще (дрянная анимация, безликие и лишенные эмоций манекены-NPC, до озверения странный дизайн локаций), но кого это волнует, когда вокруг почти настоящий мир, переживший катастрофу? Ощущение непреходящего кошмара, непоправимой беды, тотальной обреченности отчетливо прослеживается в каждом кадре – оно выписано с вниманием, любовью и улавливается даже самым черствым игроком за доли секунды. Когда смотришь на пыльные фасады навсегда опустевших домов, проржавевшие до основания бензоколонки, поблекшие пятна рекламных щитов у дорог, находишь под детской кроваткой одинокого плюшевого мишку, ощущение необратимости и кошмарности происходящего бьет по голове почти так же сильно, как просмотр фотографий из Припяти. И за это разработчикам остается только сказать спасибо. Во всем, что касается внешней части игры, Bethesda отработала не то что на пятерку- на пятерку со множеством плюсов. Монохромный дисплей пип-боя, маячащий на каждом углу призрак ретро-футуризма, идеально подобранный саундтрек – Fallout 3 вызывает ощущения вроде тех, которые возникают, когда держишь в руках старую, в потертом и потускневшем конверте, музыкальную пластинку. Такой маленький, но ощутимо важный осколок прошлого, привет из далеких времен, намек на то, что кое-что уже никогда не вернется – оно было и прошло, а теперь остается только в памяти да на таких вот потрепанных кусочках истории. Учитывая, что представляет собой игра, это очень символично. В Fallout 3 можно играть. Когда первый приступ ярости при виде того, что разработчики сделали с ролевой составляющей, проходит, а кровавая пелена спадает с глаз, становится очевидно – даже при читерских боях и весьма условной системе развития здесь есть чем заняться и на что посмотреть. Уже воспетая выше атмосфера, множество квестов, множество вариантов их прохождения (некоторые дают весьма нетривиальные результаты, что тоже, в общем, большой плюс), охота на зверье в пустошах, сравнительно приличный сюжет – если вдруг забыть, к какой серии она принадлежит, то можно смело сказать, что игр, равных Fallout 3 по качеству проработки и количеству развлечений – на пальцах одной руки пересчитать. И в Fallout 3 играть нужно, даже если вы из тех, кто еще десять лет назад ширялся джетом, качал харизму, чтобы лучше выглядеть на съемках порнофильма и помните, что такое «КОСОГОР». Потому что Fallout 3 – это действительно конец одной эпохи и начало другой. Если угодно, это официальное прощание с Fallout старого образца. Проходя игру Bethesda можно представить, что чувствуют ваши родители, когда вы не хотите смотреть с ними фильмы их молодости и морщитесь от звуков музыки, под которую они танцевали. Конечно, каждому идеологически правильному обладателю синей пижамы с цифрой «13» на спине хотелось, чтобы Fallout 3 был изометрическим на вид и полной копией Fallout 2 по сути – нам бы только побольше новых квестов, мир пошире и три месяца отпуска. Но прошло, черт возьми, десять лет. И за это время мир изменился: теперь исконно компьютерные ролевые игры выпускают в первую очередь для консолей, бюджеты исчисляются десятками миллионов долларов, а очереди в магазинах видеоигр создает поколение, которое во времена Fallout 2 еще и читать толком не умело. Этому поколению нужно совсем не то, что нужно нам, и тиражи игры Bethesda наглядно данный факт подтверждают. Время бескрайних песочниц с миллионом игрушек прошло, а Fallout 3 – пророк нового времени. Четко очерченная, стройная, выверенная и целеустремленная, она забивает последний гвоздь в гроб надежд престарелых фанатов сериала. Увы и ах, Fallout 2 в том виде, в каком мы его знали и любили, похоронен, и больше он никогда не вернется. Но надо жить дальше.

fallout 3-2


Обсуждение