Самый замечательный

Самый замечательный

2008

Итак, 2008 год благополучно миновал – мы проводили его дикими воплями, грохотом самоубийственных китайских петард, звоном бокалов с паленым шампанским (которое потом заполировали не менее паленой водкой) и поглощением салата оливье в невероятных количествах. Самое время с уверенностью посмотреть в будущее, начать жизнь с чистого листа, бла-бла-бла, что там еще принято делать, разлепив хмельные глазки после новогодних праздников. Но для начала, как это принято на пафосных игровых сайтах, надо подвести итоги безвременно ушедшего года, раздать хрустальных (на самом деле стекляшка) слонов и сделать вид, что этим раскрываешь тайны вселенной.

Но я, так уж получилось, терпеть не могу все эти рейтинги, чарты, «игры года», церемонии и прочий бред, которым игровая пресса придает самой себе веса и значимости. По сути, эти награждения никому даром не нужны – у каждого свое мнение на счет лучших игр, а любой рейтинг – это усредненная, манифестирующая политику партии лживая подборка с претензией на объективность. Ну, вы же не думаете, что пара десятков ключевых сотрудников журнала «X» (или, как вариант, сайта «Y») всерьез единогласно назвала игрой года, скажем, Grand Theft Auto IV? Да половина из них в нее даже не играла. Но у большинства редакций пупок развяжется признать самой-самой игрой (будто этот дурацкий титул имеет хоть какое-то значение) какую-нибудь дремучую инди-разработку. Читатели не поймут и не оценят. А потом еще скажут, что дорогая редакция зажралась и уверовала в свою элитарность, обзовут виновных эстетствующими, пардон, педрилами, а редакционный почтовый ящик заспамят гневными сочинениями на тему «как я провел лето, убивая людей в Либерти-сити». GTA IV – лучшая игра года по объективным, если угодно, причинам. Она большая, она красивая, она сиквел популярного сериала, она вышла на всех ключевых платформах кроме Wii – кого ж еще выбирать? Ну, разве что Fallout 3.

Дорогие редакции считают, что объективность – это круто. Если вы считаете так же, то добро пожаловать на любой крупный (или считающий себя таковым) сайт про игры – там вы непременно найдете то, что ищете. А здесь рейтингов, розовых соплей и прочего не будет. А если вы настаиваете, то вот вам: BraidMirror’s EdgeFable II – лучшие игры 2008 года по версии всенародно любимого меня. Довольны? Чудненько. Теперь о главном.

Единственное, ради чего я вообще взялся писать данный текст, это один простой и достаточно очевидный для любого хоть сколько-нибудь разбирающегося в играх человека факт. Говоря о нем, я точно не открою Америку (и даже холодильник не открою), но факт этот таков, что о нем просто нельзя не сказать – это было бы неправильно, нехорошо и вообще против правил. Звучит он так: 2008 календарный год – лучший в истории игровой индустрии. И на этом, в принципе, можно закончить – я только что сказал все, что хотел.

«Лучшесть» не какой-то конкретной игры, но года в целом трудно переоценить. Скажем, с глобальной точки зрения это наглядное свидетельство того, что у игровой индустрии крепкие корни и здоровое нутро. Оглянитесь на 2008-й, вспомните, каким он был. Консолидация, начавшаяся с выпуском консолей нового поколения, набирает обороты – все, начиная с маленьких студий и заканчивая компаниями-гигантами, ищут друзей и партнеров, объединяются, сливаются, поглощают друг друга. Финансовый кризис без разбора бьет по всем и каждому – многие команды были распущены, тысячи людей потеряли работу и кто знает, сколько еще потеряет в ближайшие месяцы. Гиганты вроде Electronic Arts шатаются, а им на смену приходят другие монстры вроде Activision Blizzard. Азиаты все лучше понимают, что нельзя вечно сидеть в своем маленьком японском раю, делая игры для бешеных отаку, и активно ищут выходы на западный рынок. Индустрия меняется.

Тем не менее, несмотря на все это, игнорируя бесконечные разговоры о стагнации рынка, смерти PC-игр, обленившихся и производящих исключительно сиквелы разработчиках, индустрия процветает, доходы растут, а 2008 год – лучший в истории. Ну не чудесно ли?

Но гораздо важнее то, что 2008 год дал игрокам. Не знаю, как для вас, а для меня он был действительно незабываемым. С самого первого января, когда до меня добралась Mass Effect, не возникало проблем с тем, во что поиграть. За минувший год я познакомился с массой замечательных игр. Braid, Mirror’s Edge, Fable II, Fallout 3, Lost OdysseyToo HumanCastle Crashers, Grand Theft Auto IV, N+ и многие другие – все они разные, но одинаково удивительные. Каждая открывает что-то новое, заставляет задуматься, иначе взглянуть на пути развития целых жанров или игр вообще. А ведь во сколько чудесных игр еще не удалось поиграть.LittleBigPlanetDead SpaceMetal Gear Solid 4: Guns of the PatriotsBoom BloxGears of War 2Resistance 2Wii FitPurePersona 4World of GooLeft 4 DeadTomb Raider: UnderworldChrono Trigger DSGod of War: Chains of Olympus и так далее, и тому подобное. Каждый, наверное, может дополнить этот список своими играми – выбирать действительно есть из чего. 

2008 год был самым замечательным в истории индустрии и глупо пытаться среди всего того великолепия, что подарили нам разработчики, найти самую жемчужную жемчужину, самый брильянтовый брильянт и самую дорогую драгоценность. Единственное, что остается после такого года – это надеяться, что следующий будет, по крайней мере, не хуже. С Новым годом! И пусть будет так, чтобы в начале 2010 я мог так же сесть за компьютер и с чистой совестью написать ровно то же самое, что и сегодня, вписав лишь названия других игр и поменяв 2008 на 2009.

2008-2


Обсуждение