Про честь и достоинство

about honour

Забавная штука – репутация. Если уж приобрел отрицательную, то избавиться от нее практически невозможно. В то же время, если обладаешь положительной, то потерять ее можно в мгновенье ока. Вот, скажем, первая консоль семейства Xbox известна как обитель шутеров и ничего более. Это правда? Нет. Не надо слишком долго бороздить списки Xbox-релизов, чтобы найти там множество игр других жанров. Тем не менее, Microsoft за все время жизни этой консоли так и не смогла исправить положение. Как не сможет она исправить и того, что Xbox 360 в глазах общественности – консоль жутко ненадежная и выходящая из строя как минимум три раза в сутки. Это, между прочим, тоже далеко от правды, но такая уж вещь репутация – если ее запачкал, то не отстирывается.

На фоне Microsoft у Nintendo дела с репутацией обстоят, казалось бы, просто отлично – Wii продается, завоевывает новых клиентов, обогащает своих создателей и все, вроде как, хорошо. Но в рядах так называемых «хардкорных фанатов» зреет недовольство – все чаще можно услышать о том, что Nintendo забыла своих самых преданных поклонников и продалась казуалам, отказавшись от выпуска «серьезных» игр в пользу всяких Wii Sports, Wii Fit и прочих Wii-что-то-там. 

Вообще, все эти претензии – бред идиотов. Игровая индустрия – это бизнес, и в нем нет места какой-то там показушной «преданности фанатам». Что эти фанаты сделали для Nintendo? Не покупали Nintendo 64? Обеспечили GameCube первое с конца место в гонке консолей предыдущего поколения? Большая жертва, да. Подвиг, достойный медали. А что сделали казуалы? Домохозяйки, реднеки, старушки и всякий там офисный планктон практически гарантировали Wii победу в войне консолей нынешнего поколения, вывели систему на новый рынок, обеспечили Nintendo такую финансовую стабильность, о которой еще пять лет назад японцы и их акционеры не смели даже мечтать. И все это – за пару лет.

Обвинения в каком-то там предательстве – чушь. Допустим, есть человек, который работает себе в офисе и получает за это 100$ в месяц. И в один прекрасный день ему поступает предложение перейти в другой офис, где он за ту же самую работу будет получать 500$. Если он согласится, будет ли это предательством по отношению к предыдущему работодателю? Не будет, потому что работа – это преданность обоюдная, при которой не только сотрудник должен быть лояльным к компании, но и компания должна соответственно относиться к сотруднику. И если вдруг этого не происходит, то найти другую работу – полное право любого человека. В случае с Nintendo и ее харкорными друзьями происходит ровно то же самое – не предательство, а всего лишь бизнес.

Но мы здесь не о справедливости и реальном состоянии дел, а о репутации. И репутация у Nintendo в определенных кругах сейчас такова: «компания, которая предает своих старых клиентов». Само собой, японцам это ни разу не нравится – хоть преданных фанатов Марио с Зельдой не так уж много, если сравнивать с целевой аудиторией Wii, но их все же достаточно, чтобы делать все тем же Super Mario и Legend of Zelda дикие тиражи. И ни одна компания, будучи в здравом уме, от такой прибавки к профиту не откажется.

Что делает Nintendo? Правильно – пытается изменить собственную репутацию. Сейчас регулярно можно слышать, как представители «Большой N» выступают с заявлениями в стиле «скоро выйдут такие-то игры и все увидят, что Wii – платформа для всех категорий геймеров». К тому же подталкивают и разработчиков игр – Manhunt 2 в версии для Wii позиционировалась именно как игра для тех самых хардкорных игроков, разработчики The Conduit сейчас бряцают PR-железом и упирают на то, что их игра – для реальных пацанов. Ля-ля-ля.

Только это все равно не сработает. На чьи кошельки нацелилась Nintendo, стало ясно в тот момент, когда были объявлены технические характеристики Wii. По сути, консоль «Большой N» – это GameCube с новым геймпадом. Такой себе бытовой DVD-плеер по сходной цене, только проигрывает он не ваш любимый немецкий фильм про развратную Красную Шапочку и похотливого серого волка, а игры. И сколько бы PR-службы не сыпали заявлениями про «игры для всех и каждого», Wii уже навсегда останется консолью в первую очередь для казуалов.

По большому счету, для Nintendo борьба за старых поклонников – это просто показуха, которой требуют неписаные правила хорошего тона. Получая огромную финансовую отдачу от своих новых клиентов, компания сейчас должна больше беспокоиться о том, как сделать их, а не престарелых фанбоев, счастливыми. 

Репутация бренда PlayStation такова, что для целого поколения детей во всем мире он стал синонимом слова «видеоигры». Сейчас Nintendo с Wii на пути к тому же самому, только нацелилась она не просто на подростков, но и на их родителей, знакомых родителей и знакомых знакомых родителей. Родители, а не подростки, обеспечивают основной доход игровой индустрии, оплачивая развлечения своих детей. И если Nintendo сможет в их умах совместить понятия «электронные игры» и «Wii» в единое целое на годы вперед, то кому нужны эти бесполезные, вечно всем недовольные хардкорщики? Тем более, что хардкорщикам нужны сложные, комплексные игры, в то время как казуалы с удовольствием потребляют все подряд.

about honour 2


Обсуждение