10 самых плохо продаваемых консолей за всю историю

На территории России самый узнаваемый бренд приставочных игр – это знаменитый слонёнок Dendy, фирмы Steepler, в 1990-х годах буквально терроризировавших страну поддельными приставками Nintendo Entertainment System под маркой Dendy. А что в это время происходило в других странах? Консоли появлялись и исчезали, приобретали поклонников и снова исчезали в небытие.
Может быть, дело было в плохой стратегии продвижения на рынок, или в отвратительном маркетинге, дурацкой рекламе, но, как бы там ни было, вот вам список десяти самых отвратительно продаваемых приставок за всю историю.

10: Dreamcast

01-dreamcastВыпущенная поздней осенью 1998-го года в Японии, а годом позже и в США, это была пятая по счету приставка компании Sega. Она же оказалось и последней. Неуспеху Dreamcast послужили на мой взгляд две вещи – дурная репутация предыдущих провалов Sega, в частности Saturn, Sega 32X и SegaCD, а также неудачный GD-ROM.
Дело в том, что игры Dreamcast уже не помещались на обычные CD, а использовать DVD в ту эпоху было довольно дорого. Поэтому использовался GD-ROM — оптический диск емкостью 1.4 Гб, разработанный компанией Yamaha. Диск был гораздо большего объема при использовании той же недорогой технологии производства компакт-дисков, но на сам привод Sega получила столько нареканий, что отдел возврата буквально разрывали звонки. Диски и не читались и царапались в приводе (сейчас нечто подобное происходит с Xbox360), а к тому же повышали стоимость игры на порядок (ибо диски GD-ROM выпускал один единственный завод Yamaha и делал он это не слишком торопясь).
Энтузиасты консоли взломали ей чип и обнаружили, что никакой проверки данных не используется, что позволило перепрошивать консоли для работы с обычным CD-ROM и записывать диски на болванки (1GD – это примерно 2CD). Это привело к расцвету пиратства и даже в России Dreamcast продавалась неплохо. Но в 1999-м вышла Playstation 2 и учесть Dreamcast была предрешена.
При отсутствии хитовых игр консоль умирает – это закон индустрии. Игрокам ничего не оставалось, как выбрать Playstation 2, а Sega продала всего лишь 10,6 миллионов приставок за три года продаж во всём мире (для сравнения – сейчас Wii продается по 800-900 тыс. штук в месяц и это только в Японии, не говоря уже обо всём остальном мире).
Ключевые игры: Soul Calibur, Seaman, Crazy Taxi

9: TurboGrafx-16
02-tg161TurboGrafx-16 была выпущена в 1989-м в Северной Америке и завоевала неплохие баллы в Японии, где ей пророчили большой успех. В США и Европу приставка ни разу не попала и на то есть, по крайней мере, две причины:
1) Порочная практика Nintendo запрещать выпускать и портировать свои игры на TG16 и на NES одновременно (слава богу, ей в судебном порядке запретили это делать, иначе бы мы никогда не увидели мультиплатформенных проектов);
2) Отвратительная локализация игр. В то время мало компаний задумывались о том, что игры вообще надо локализовывать.
Компания NEC успешно продвигала приставку в Японии, используя только рекламу на бильбордах в крупных городах. И это работало, потому что Япония страна маленькая и люди, купившие себе консоль в Саппоро, обязательно рассказывали знакомым из Иокогамы о том, как это круто. Таким образом затрат на маркетинг не было почти никаких.
Когда такая же стратегия продвижения была применена в Северной Америке, маркетологи столкнулись с тем, что приставка считалась там чуть ли не полуподпольной, потому о ней практически никто не знал. Города больше, «word of mouth» – меньше. К 1991-му, TurboGrafx-16 была полностью мертва, а количество консолей измерялось 10 миллионами штук в мире и 2,5 миллионами в США и Европе.
Ключевые игры: Bonk’s Adventure, Splatterhouse

8. Saturn
03-saturnSega Saturn была выпущена в США за несколько месяцев до релиза PlayStation в 1995, но несмотря на фору, также как и Dreamcast через несколько лет, она также загнулась на рынке через 3 жалких года. Высокая стоимость консоли ($399 – сейчас звучит почти как шутка. Эх, жаль тогда никто не знал, что спустя десятилетие консоли будут продавать по $800 и не краснеть) накладывала свой отпечаток на кошельки геймеров, а сложная система из двух 32-х битных процессоров обработки видео и одного процессора звука, делала Saturn не только весьма технологичной, но и очень дорогой в производстве консолью. Как результат – более простенькая PlayStation порвала её на британский флажок. О чем вы совсем не жалеем. Кстати «продалась» Saturn на 9,5 миллионов экземпляров по всему миру, а больше всего популярна была как ни странно во Франции.
Ключевые игры: NIGHTS, Virtua Fighter, Daytona USA

7. Sega CD
04-segacdКомпакт-диски в ранних 90-х были у всех на устах. Казалось, это пришельцы из будущего принесли мега-технологию, позволяющую на тонкую пластинку записать аж 650Mb информации! Не удивительно, что Sega, сразу после выпуска их Genesis выпустила к ней аддон, позволяющий играть в игры на компакт-дисках и проигрывать полноэкранное живое видео (16-bit, конечно и искажений до черта – но кто в 1992-м на это смотрел? DivX еще не был придуман). Проблемы были банальны – во-первых цена в $299 это было ну очень много, во-вторых она пришла в конце позднего 16-битного жизненного цикла, когда консоли не то, чтобы уже совсем устарели, но ощущался пик свежести, скажем так. Ну и в-третьих, она никак (почти) не улучшала геймплей и графику игр. Спасибо только за лучшую игру про Соника всех времен (Sonic CD), но всё остальное было не так хорошо, так что становится непонятным, как Sega умудрилась продать аж 6 миллионов штук.
Ключевые игры: Sonic CD, Night Trap, Earthworm Jim

6. 3DO
05-3doThe 3DO Interactive Multiplayer (полное название приставки) была первой 32-битной консолью, которая попала на рынки. Сделал её основатель небезызвестной Electronic Arts, Трип Хоукинс (Trip Hawkins), а выпущена система была в далёком 1993-м фирмой Panasonic. Это была первая (и почти что последняя – за исключением PS3 сейчас) приставка, которая позиционировалась как hi-end-аппаратура.
Эта «пафосность», а также стоимость в $700 зеленых накладывала отпечаток. Удалось продать что-то около 2 миллионов консолей (Wikipedia пишет о 6 миллионах, но откуда они взяли такие цифры я даже не представляю) и век 3DO закатился.
Ключевые игры: Road Rash, The Horde, Gex

5. Virtual Boy
06-vbПочти не портативная и совершенно точно не карманная игровая приставка Virtual Boy (приставкой её назвать язык не поворачивается) была выпущена Nintendo через несколько месяцев после релиза Sega Saturn летом 1995-го (я бы сказал ну ОЧЕНЬ ПЛОХОЕ время для запуска – на дворе были Saturn и PSX). Стоимостью в $180, с красным монохромным механическим (!) дисплеем, с псевдотрехмерной графикой – VB выглядел круто только на словах. Nintendo выбросила Virtual Boy на рынок, только чтобы занять паузу перед релизом своего долгостроя Nintendo Ultra 64, через год поддержка VB была прекращена полностью.
Продано было 770 тысяч приставок и неудачу Virtual Boy, Nintendo полностью спихнула на создателя Game Boy и франшизы Metroid – Ганпея Йукоя (Gunpei Yokoi).
Ключевые игры: Вы что, издеваетесь, называть ЭТО – играми?

4. CD-i
07-cdi-1Если и есть на свете приставка, о которой нельзя сказать что она – вообще приставка, так это Philips CD-i. Выпущенная в 1991-м и хорошенько разреклами рованная на телевидении, система была больше всего похожа на Sega CD, потому как играла она 16-bit VideoCD, и с приставкой «интерактивные» к ней прилагались обучалки, энциклопедии, музыкальные и другие диски, назвать которые играми можно было с натяжкой. Пришествие более дешевых, более мощных и развлекательных консолей , полностью убило эту приставку, но её поддержкой Philips занималась аж до 1998-го года. Всего CD-i продали в количестве 570 тысяч штук.
Ключевые игры: Zelda: The Wand of Gannon, Dragon’s Lair, Myst

3. Atari Jaguar
08-jaguarЯгуар от Atari был последней попыткой компании выпустить финансово-состоятельную приставку. Система была выпущена в ноябре 1993-го как 64-битная машина, хотя в реальности она была 32-х битной (только графическая карта обладала возможность считать 64-бита). Выпущенная на рынок с ценой в $250 долларов, Jaguar ударила по рынку слоганом «Do the Math!» (Посчитай!)
Half-Life 2: Episode One помните?
Аликс Венс: Well, Gordon… unless you have a better suggestion… He is a robot. He’s done the math.
[обращается ко Псу, шепотом]
Аликс Венс: You did do the math, right?
[Пес трясет головой]
© Цитируется через IMDB
Тут было практически тоже самое.
Как вы думаете, несмотря на успешную и очень классную игру Tempest 2000, случайно ли в нашем списке позорных консолей на почетном третьем месте приставка, проданная количеством в 250 тысяч экземпляров?
Вы на джойстик посмотрите. Сделать что-либо хуже по-моему просто невозможно. Про игры мы тактично умолчим.
Ключевые игры: Aliens vs. Predator, Tempest 2000, Iron Soldier

2. Sega 32X
09-sega32xSega 32X – это начало конца Sega, как производителя приставок. Запущенная в ноябре 1994-го как второй аддон к Genesis (первой была Sega CD), она вызвала только недоумение – «сколько еще 16-ти битных аддонов к старой приставке они намеряны выпускать?!).
Те не счастливчики, которые потратили на неё $650 американских зеленых еще долго будут вспоминать руководство Sega по матери, потому как подразделение Sega of America (которая и разработала приставку) не имела ни малейшего понятия, что в Японии вовсю кипит работа над Saturn. Как результат – мы имеем 200 тысяч фактически обманутых владельцев и поддержку приставки в течении трёх месяцев.
Ключевые игры: Virtua Racing Deluxe, Knuckles Chaotix, Doom

1. Apple Pippen
10-applepippinApple и японский производитель игрушек Bandai объединились в 1995-м, чтобы вывести на рынок «next-gen video game console». Да-да, о «некстгене» говорили еще в 95-м. Выпущенная по нереальной цене в $599, приставка была ограничена во всём. Pippin был технологически слаб, работал на урезанной MacOS, и производился и как игровая система, и как персональный компьютер. Apple никогда не собиралась выпускать свой собственный Pippin. Корпорация намеревалась продавать лицензию на производство сторонним компаниям, по модели неудавшегося 3DO. Тем не менее, единственная компания которая выпустила свой Pippin по лицензии — Bandai.
Всего продали около 42 тысяч консолей, несмотря на огромные затраты на рекламу. Журнал PC World, включил Pippin в список «Самые худшие технологические решения всех времен» и именно поэтому (а еще потому, что игр на ней так и не было) Pippin возглавляет наш список десяти самых плохо продаваемых консолей.
Ключевые игры: О чем вы? Какие игры?


Обсуждение