И зачем это?

И зачем это?

Lost Odyssey

Лучший способ избавиться от девушки, не задевая ее гордость и не наживая себе еще одного врага – вывезти ее в лес на пикник и там зарыть под березой сделать так, чтобы она сама тебя бросила. Лично я рекомендую использовать для этого MMORPG: покупаете одну штуку (Eve Online рулит, но и WoW, говорят, тоже ничего), играете, а через месяц-два у вас ни девушки, ни занудных друзей, ни общительных родственников, ни даже тараканов. Потом вы, вероятно, превратитесь в нечто страшное и унылое, а может даже заболеете и умрете, но это уже детали.

А затем, чтобы избавиться от игровой зависимости и вернуться к нормальной жизни, можно купить Lost Odyssey от Хиронобу «7 лет дорогостоящей лажи» Сакагути и мелкософтовских выкормышей из Feel Plus. После знакомства с ней игры утрачивают свою притягательность на неопределенный срок. На их место, правда, встают разные там психические расстройства, но это тоже детали.

История классического ролевого юноши, благополучно утратившего память и попавшего в переплет со спасением человечества от коварных злодеев, сама по себе как табло, на котором написано «Не покупайте эту игру, так как ее сценарист бездарь и копипастер». До коварного Сакагути это, к счастью, дошло, и в Lost Odyssey юноше тысяча лет, а роль красной нити в повествовании исполняет не столько тема борьбы со вселенским злом, сколько флэшбеки главного героя. Флэшбеки сплошь грустные и мелодраматичные – про умирающих девочек, бесконечные путешествия, хрупкость человеческой жизни и невыносимую бренность бытия. С их помощью игра изо всех сил пытается повлиять на геймера, аж из кожи лезет. Получается в итоге что-то такое:

Игра: Давай поплачем?
Геймер: Чего?
И: Поплачем, говорю.
Г: Да ну.
И: Ну давай!
Г: Не хочу я.
И: Давай-давай-давай!
Г: Не буду!
И: Плачь, сука, кому сказано!
Г: Да отстань!
И: Ну, давай тогда сначала подумаем о вечных ценностях, а потом поплачем?
Г: Твою мать…

Еще до выхода игры один мой товарищ и я обсуждали ее сюжетную затравку и гадали, удастся ли Сакагути подать тему так, чтобы ее было не скучно употреблять. Строили всякие теории про то, как можно вместить тысячу полных событий лет в один проект, не попортив при этом его целостность и не превратив происходящее в калейдоскоп постоянно меняющихся второстепенных персонажей и событий. Ну, если подходить к вопросу формально, у Mistwalker скорее получилось, чем не. А если смотреть на это с моей точки зрения, то игра насквозь вторична и акценты в ней резкие, как в плохой мыльной опере.

Я уверен, Хиронобу в курсе, что тема «бессмертие – благо или проклятье?» уже сто лет как раскрыта в фильмах про бешеных мужиков из клана МакЛаудов, которые носятся по всему миру с большими мечами, рубят всем подряд головы и трахают тех, кому головы не рубят. Более того: я подозреваю, Сакагути настолько фанат «Горца», что ему не западло было скопировать его отличительные черты в игру полностью. Целиком, то есть. Со всеми потрохами.

Бессмертные в игре есть. Вечная рефлексия на тему того, как тяжело жить, когда все, кого ты любишь, стареют и умирают, имеется. Флэшбеки идут косяками. Даже длинные мечи – и те в копилке. Не хватает разве что отрубленных голов и лишенных невинности красоток, но первое с успехом заменяет эпическая грызня с коварным злом, а второе присутствует невидимым фоном. К тому же, рейтинг Teen и понятие «интеллектуальная собственность» не очень-то располагают к тотальному плагиату.

Да и ладно бы, если просто скопировали. Но когда игра с места в карьер начинает беззастенчиво выколачивать из меня какие-то эмоции, я в ответ начинаю злиться. Mistwalker, по-моему, не хватило изящества в решении вопроса: вываливать на игрока грустные воспоминания героя в виде текстовых монологов (иногда, кстати, абсолютно нечитаемых, потому что нормально совместить цвет шрифта и цвет фона у разработчиков, видимо, не хватило сил – читайте, дорогие игроки, белые буквы на бледно-желтом фоне) – это то же самое, что начинать знакомство с понравившейся девушкой с фразы «йоу, пошли трахаться». То есть, для кого-то может и сработает, но в большинстве случаев в ответ получишь по морде. Вполне, кстати, заслуженно. Lost Odyssey с самого начала обозначает цель – заставить игрока рыдать и рвать на себе одежды – а затем прет к ней, как обезумевший носорог. Если уж они так хотели, чтобы я плакал, то могли вместо четырех дисков (привет, Blu-ray!) вложить в коробку баллончик со слезоточивым газом и руководство, как из него поудачнее пшикнуть себе в глаз – так шансы на успех были бы выше.

После этого дальше зубоскалить о гигантских мечах и прочих отличительных чертах (они же штампы) JRPG как-то не хочется. Хотя нельзя не отметить, что с мечами в игре дела обстоят точно так же, как в сериале «Горец» – и там и там чуваки бродят в коротеньких курточках и обтягивающих штанишках, а затем вдруг извлекают неизвестно откуда такую рельсу, что ей слона обезглавить можно. Далее в списке того, что нельзя не отметить, в порядке убывания значимости идут:

- королева, появляющаяся перед подданными в одеянии с вырезом до пупка и кожаных трусах;
- скопированный у Final Fantasy X игровой процесс;
- издевательства над игроком во всем, что касается битв с боссами и попыток прокачаться;
- тот факт, что Нобуо Уемацу до сих пор Нобуо Уемацу.

В пользу Lost Odyssey говорит лишь то, что она вышла до Final Fantasy XIII, и что ради нее не надо покупать PlayStation 3. Все остальное либо спорно, либо вторично, либо слишком очевидно. И это не значит, что игра плохая. Это лишь значит, что она недостаточно хороша.


Обсуждение