Сделайте мне красиво

Сделайте мне красиво

fifa

В буддизме существует традиция строительства песочных мандал – прекрасных картин из измельченной горной породы. Создание такой мандалы занимает много времени, требует соблюдения определенных правил и ритуалов и подразумевает наличие у создателей немалого терпения, а также определенных навыков. Во время процесса построения мандалы монахи старательно медитируют и сама картина является не целью, а только средством для духовной практики. Но самое интересное происходит, когда мандала закончена, а монахи провели свой ритуал. Они берут и разрушают с огромным трудом созданную картину, а песок топят в ближайшем водоеме.

Идея разрушения мандалы – это такое напоминание о буддистской идее непостоянства всего сущего. Она позволяет наслаждаться великолепной картиной, не привязываясь к ней и не считая ее сверхважной только из-за того, что на нее было потрачено много сил и времени. Разрушение мандалы – это призыв стремиться к истинному знанию, не сковывая свое внимание бренными вещами.

Игровая индустрия – это, конечно, далеко не буддизм, и философского смысла в ней не больше, чем в утконосе, но ее погоня за количеством пикселей в кадре и кадров в секунде наводит меня на мысль, что всем этим деятелям стоило бы принудительно сменить вероисповедание. Чтобы не зацикливались на внешней составляющей того, что называется играми.

Как поясняющий пример можно взять футбольные симуляторы. Знаете, чем с точки зрения игрока (не читателя игровых журналов, не качающего скриншоты с геймспресса, а игрока – это важно) визуальная часть FIFA 98 для PS one отличается от FIFA Soccer 08 для Xbox 360? Практически ничем. И там, и там 90 процентов времени игрок руководит процессом из под крыши стадиона – так удобнее. А из под крыши стадиона все эти похожие лицом на реальных футболистов болванчики, красивенькая форма и разноцветные бутсы не очень-то и видны. Да, конечно, в остальные 10 процентов времени, когда показываются повторы и даются крупные планы, FIFA 08 делает свою старшую сестру на счет раз, но это уже не игра, а так, необязательная мишура, не имеющая никакого отношения к игровому процессу.

Со многими другими жанрами ситуация точно такая же: прогресс по части графики работает только во второстепенных областях. Бэкграунды, сюжетные сцены, неинтерактивные вставки на движке становятся красивее и это действительно здорово, но в то же время это нисколько не приближает игры к кино по уровню динамичности происходящего и качества картинки. И дело не в том, что консоли пока не способны выдавать фотореалистичную графику, а в том, что в кино всегда есть оператор, в то время как в играх его никогда не было и, если судить по тому, что происходит сейчас, еще долго не будет. А без игр с камерой даже фотореализм, если он когда-нибудь будет достигнут, совершенно бесполезен.

Скажем, какой файтинг в визуальном плане сравнится с хорошо поставленной голливудской дракой? Да никакой. А какой TPS (или FPS, без разницы) выдержит конкуренцию с добротной киношной перестрелкой? Ответ тот же. Там, где в фильмах идет грамотная смена планов, хитрые ракурсы, игры со временем и можно выхватить из побоища вьющийся дымок, падающую гильзу или перекошенную морду поймавшего пулю эпизодического персонажа, игра предлагает только развивающийся в едином темпе экшн с одной точкой зрения на происходящее. Что, в общем, и понятно – я бы первый кинул камень в разработчика, который в разгар мордобоя и пальбы взялся резко менять ракурсы, вырывая таким образом у меня нити управления игрой. Но это не отменяет того факта, что с технического прогресса при нынешнем пути развития игр, толку ноль – любой проект, в котором хоть сколько-нибудь важны реакция, чувство момента и динамика происходящего, будет затачиваться не под максимальную визуальную привлекательность, а под удобство управления. То есть – под намертво прибитую за плечом (ко лбу, под потолком стадиона, на бампере автомобиля etc) главгероя камеру.

Не то чтобы я был против технического прогресса. Наоборот, я всецело за: для меня графика давно уже встала на один уровень с геймплеем и я сейчас просто не стану интересоваться даже самой замечательной идеей, если к ней не прилагается достойная визуальная часть – в игре, как и в человеке, должно быть все прекрасно, если она рассчитывает заслужить мое внимание более чем на десять минут. Но вот чего бы очень хотелось, так это появления в играх хоть какой-нибудь операторской работы. Не вида из глаз, не многочасового наблюдения за чьей-то спиной или даже жопой, а интересных ракурсов, динамичной картинки и банальной красоты происходящего. Как этого добиться – уже дело не мое, а геймдизайнеров. Благо, все инструменты для работы есть – камеру в играх можно пихать куда угодно без особых трудозатрат. Осталось только дождаться, пока те, кто игры, собственно, делает, начнут эксперименты в этой области. Хватит уже строить мандалу из пикселей и полигонов. Она бесполезна.


Обсуждение