Светлое будущее

Светлое будущее

god of war

У меня есть отличный, на сто миллионов долларов, совет для нынешних и будущих астрономов: если хотите прославиться, откройте человечеству конец света. Это самый простой и надежный способ попасть в заголовки газет по всему миру. Пусть на один день, пусть потом будут позор и забвение, но тем не менее – люди обожают, когда им рассказывают о таинственных предсказаниях, конце всего сущего или хотя бы глобальных изменениях. И если вы вдруг астроном, то знайте – никому нафиг не нужно будет открытие какого-нибудь бесполезного астероида. А вот если открыть астероид, который через неделю шандарахнет прямиком в Европу…

Впрочем, чушь это все. Глобальные предсказания сейчас уже не работают – слишком много стало любителей вещать о конце света. Вот предсказание конца или радикального изменения какой-то локальной области еще работают. А мода на них как раз добралась до игровой индустрии.

Первое и самое потертое (из-за частого использования) предсказание: компьютерные игры умирают. Ну да, типа того. Меняются одно за другим поколения консолей, Sega переквалифицировалась из платформхолдеров в трэшеделы, сиськи харизма Лары Крофт от игры к игре становится все меньше, а компьютерные игры умирают. Как те мерзкие старикашки из фильмов, которые ездят в инвалидном кресле, таскают за собой повсюду баллон с кислородом и при этом умудряются пережить всех своих потенциальных наследников, да.

Но мертвые компьютерные игры – это настолько скучно и нелепо (они могут измениться, сдать часть своей аудитории консолям, оказуалиться, но все равно продолжат существовать до тех пор, пока существуют сами компьютеры), что о них разговаривать неинтересно. Куда веселее более свежие предсказания.

Например, в конце прошлого года некто Герхард Флорин (Electronic Arts) заявил, что жить стало бы гораздо проще, если бы вместо пяти несовместимых консолей существовал один единый формат. Ту же идею позже поддержали Дэвид Яффе (God of War) и Денис Дьяк (Too Human, гыгыгы). Причем поддержали не в нейтральном стиле «да, это было бы круто», а в категоричном «это неизбежно».

Логика у них очень простая: так происходит во всех прочих схожих ситуациях. Когда несколько форматов претендуют на одно место, рано или поздно среди них выделяется один, который и превращается в стандарт. Вроде того, как совсем недавно Blu-ray забодал HD-DVD. И это (опять же, по мнению Дьяка, Яффе, Флорина и тех, кто позже им поддакивал) очень выгодно для индустрии – не надо портировать игры на две-пять систем, тратиться на разработку разных версий, терять часть аудитории в случае выбора одной платформы и так далее, и тому подобное. Будет единый формат – будет общее коммунистическое счастье. А с небес, наверное, спустятся ангелы и подарят каждому игровому журналисту по вилле на теплых островах. Скорее бы, а то у нас тут неожиданно холодно.

А есть еще более радикальное и совсем свежее предсказание: домашние консоли умрут в ближайшие пять-десять лет. Сэнди Дункан (бывший глава Xbox Europe) заявляет, что запуск и поддержка самостоятельной игровой системы – это огромный риск с финансовой стороны и большая попа со всех остальных. В связи с этим, говорит Сэнди, в ближайшем будущем игры мутируют в виртуальные сервисы, поставляемые прямиком в телевизор по запросу нашим «content provider». Светлое будущее стремительно наступает.

По-моему, и то, и другое – чушь собачья, особенно если оглядываться на заявленные даты «концов света». Я как-то с трудом себе представляю, что в ближайшие пятнадцать лет Лебедь, Щука и Рак (Sony, Microsoft и Nintendo) сядут за стол и договорятся о формате единой игровой системы. Это как если бы производители автомобилей собрались и сделали одну идеальную машину, которую потом будут продавать по всему миру, сняв с производства все остальные. И уж тем более в мою голову не помещается мысль о том, что в ближайшие десять лет все поголовно обзаведутся мега-умными телевизорами, пригодными не только для просмотра прогнозов погоды, но и для запуска игр. Не управляемого с пульта «Тетриса», а того же Rainbow Six: Vegas.

Но если все же допустить, что единый стандарт появится – это будет кошмар и натуральная смерть игровой индустрии. Монополия ведет к стагнации. Когда не с кем конкурировать, нет смысла в инновациях и развитии – у клиента все равно нет выбора и ему некуда сбежать, он съест все, что предложат. А для игровой индустрии, которая продвигается вперед как раз благодаря инновациям и техническому прогрессу, это практически паралич. Если вдруг единый стандарт случится, то сколько он продержится на рынке? Уж не пять лет, это точно, и вполне может быть, что не десять, а намного дольше. И на все это время о техническом прогрессе можно забыть.

За минувшие двадцать лет у нас было пять достаточно резких скачков качества: сравните игры для NES, Genesis, PS one, PS2 и PS3 друг с другом. И нет никаких оснований полагать, что на этом процесс прекратится – технические возможности растут, реализуются новые идеи, еще большее количество идей пока не может быть реализовано – будущее случается с нами прямо сейчас. И этих скачков впереди еще очень много – до полного совершенства (которое вообще не факт, что достижимо) как в плане картинки, так и в плане управления, вычислительных мощностей и звука далеко, как до Парижа, простите, раком. А только идеальная игровая система имеет право быть стандартом и сможет торчать на рынке много лет, не вызывая массовых волнений в рядах тех, кому вся эта игровая канитель небезразлична.

Хотя вообще, в идее с объединением консолей есть рациональное зерно. У нас прямо сейчас на рынке одна игровая система лишняя. PlayStation 3 и Xbox 360 практически полностью повторяют друг друга как в техническом плане, так и в плане доступных игр – прямо индийское кино про разлученных в детстве и оказавшихся про разные стороны баррикад близнецов. Единственная разница между ними – в редких эксклюзивах и не имеющих никакого практического значения брэндах, которые и помогают каждому игроку решить, что предпочесть.

Я тут на днях писал, что решил повременить с покупкой PS3. И вот сегодня подумалось: а если бы Sony не обделалась с датой запуска своей консоли и я в итоге смог ее дождаться, то сейчас мог бы точно так же рассуждать о покупке X360. И, наверное, принял бы точно такое же решение. Одна из этих платформ на рынке просто лишняя. И если бы ее не было, то всем – и разработчикам, и издателям, и игрокам – стало бы немного проще жить. Вот только кто-то может себе представить, что Sony или Microsoft вдруг возьмет и скажет «я устал, я ухожу» и добровольно свернет все свои игровые операции? Для этого нужна очень богатая фантазия. А какие тогда вообще могут быть разговоры о единых стандартах, фантастических сетевых сервисах и прочих райских кущах? Да здравствует конкуренция.


Обсуждение