И бутылка рома

И бутылка рома

Madden NFL 08

Когда я был маленьким и ни одна сволочь не хотела покупать мои гениальные тексты, я зарабатывал на мороженое и водку разгрузкой вагонов и продажей не совсем лицензионных игр. Тогда это не казалось мне чем-то предосудительным, тогда это никому таким не казалось. Права на интеллектуальную собственность в России времен 90-х и начала 2000-х если и существовали, то только в головах особо продвинутой части населения. Население менее продвинутое спокойно покупало левые аудио- и видеокассеты, а также картриджи и диски с играми, зачастую даже не подозревая о том, что они пиратские. А если и подозревая, то не придавая этому особого значения. Я вообще за весь период с начала своей игровой деятельности и по конец 2003 года был счастливым владельцем только нескольких лицензионных игр – часть из них была куплена где-то в Москве для «Мегадрайва» (там даже были буклетики, да), а Gex для 3DO тупо шел в комплекте с консолью. Чудесное было время.

Но нынешние времена ничуть не хуже. Реалистичная графика, на что-то претендующая физика, Кодзима и Молинье, жопа Фран в Final Fantasy XII – здорово. Возможности, бюджеты и рынки растут сумасшедшими темпами, а проблемы остаются теми же – достопочтенные граждане, отцы семейств и цветы жизни как воровали десять лет назад, так и продолжают беззастенчиво воровать сегодня.

Вообще, пиратство – это тема настолько многосторонняя, что о ней можно писать часами. Причем с каждой из множества точек зрения она видна под новым углом и вызывает новые эмоции: можно подавать ее как панацею от (якобы существующих) болезней игровой индустрии, современное выражение робингудского принципа «отними у богатых и раздай бедным», бич цифрового общества, часть глобальной проблемы бесправия творческих личностей, медленное убийство индустрии и так далее, и тому подобное.

Но сегодня я что-то не хочу устраивать очередной холивор с идейными борцами за свободу софта и теми жалкими неудачниками, которые «живут в маленьком городе со средней зарплатой в сто рублей, не могут позволить себе лицензионные игры» и считают, что им в связи с этим кто-то что-то должен. У пиратства есть еще и такая сторона, которая мало касается закона, финансового достатка потребителей и норм морали. Очень интересно наблюдать, как игровые компании защищают свои интересы и к чему это в итоге приводит.

Итак, законов, вносящих понятия «лицензионная игра» и «пиратская игра» нет, разницы в ценах – тоже. А есть ситуация, в которой два поставщика (издатели и пираты) предлагают своим клиентам (нам с вами) один и тот же товар. И у пиратов этот товар, как бы странно это ни звучало, лучше и со всех сторон приятнее.

Ну, возьмем, к примеру, компьютерные игры. Чуть ли не каждая сейчас по умолчанию комплектуется системой защиты от копирования. «Защищенная» Starforce игра умеет безбожно глючить, занимается в недрах винды какими-то противоестественными, подозреваю, вещами и требует от полноправного владельца постоянно держать CD или DVD с ней в приводе своего компьютера. Пиратская копия лишена этих недостатков напрочь. Да, у нее есть свои, но если лично меня поставить перед выбором: каждый день терпеть на своем ПК «Старфорс» или один раз повозиться и поставить на пиратскую версию свежий патч, я, пожалуй, выберу второе.

На консолях свои уникальные заморочки. Первый и самый очевидный: система региональной защиты. Когда я подумывал о покупке Madden NFL 08 для X360 и выяснил, что доблестная EA его в России издавать не желает, то возник вариант с серым импортом. А следом за ним и закономерный вопрос о том, запустится ли моя лицензионная игра на моей не прошитой приставке, если импортирована она будет из США. Будь у меня консоль прошитая, я бы не лазил по Сети в поисках списка region free-проектов, не матерился бы на поставщиков и не нервничал по этому поводу – я просто взял бы и купил диск, будучи в полной уверенности, что он не начнет задавать мне гопнические вопросы типа «а ты с какого региона?».

Есть и более интересные примеры: как-то в Штатах поймали организованную группу гнусных пиратов: мужики продавали прошитые Xbox с записанными на HDD несколькими сотнями игр. Преступление налицо? Налицо. Вот только с точки зрения клиента это было куда более выгодное предложение по сравнению с тем, что предлагала Microsoft. И речь здесь не о цене (цен нет, помните?). Держать сотню игр на жестком диске – это практично. А еще это удобно. И это лучше, потому что с жесткого диска игры грузятся быстрее. Та же консоль и тот же набор игр в официальном формате – это постоянно жужжащий в приводе диск, сотня собирающих пыль коробок с играми, никакой (насколько я помню, но могу ошибаться) инсталляции на HDD и связанного с ней прироста скорости. И чей сервис в итоге лучше?

Ровно то же самое творится сейчас с PSP. Запускать игры с MemoryStick в сто раз удобнее, чем с UMD. Флешка банально меньше, не надо хранить дома коробки-пылесборники, хилый аккумулятор консоли расходует меньше энергии, если ему не приходится активно вращать болванку. Не знаю, как работает пиратство в отношении DS, но есть подозрение, что и там потребитель левой продукции оказывается в выигрыше.

Но это еще не все: остается вопрос о том, что будет дальше. А дальше, если тенденция сохранится, будет только хуже. Причем хуже не всем и сразу, что не так обидно, а только тем, кто предпочитает легальный софт, что с логической точки зрения очень странно.

Сейчас консоли рвутся в онлайн, ПК уже практически в онлайне и очевидный следующий шаг желающих защитить свои инвестиции издателей – переход на онлайновую систему проверки игр. То есть, перед запуском вашего любимого «Тетриса» специальный кусок софта свяжется с главным сервером для выяснения ваших прав на данную игру. И если вдруг окажется, что игра сомнительного происхождения, то процесс сворачивается и, опционально, о вашем поведении сообщают в компетентные органы. Казалось бы, идеальная система защиты, которую многие взяли бы на вооружение прямо сегодня, если бы были уверены, что у всех потенциальных клиентов есть постоянный доступ в интернет. Вот только покупатель лицензионного софта в данной ситуации оказывается заложником за свои же деньги. Отключили дома доступ в Сеть – забудьте об играх. Кончился трафик – забудьте об играх. Хотите в дороге убить время за любимой игрой на ноутбуке – забудьте. А лучше пойдите и купите себе левый диск, содержимое которого не будет с перекошенной рожей ломиться в Сеть при каждом запуске.

Очевидно, что пиратство практически непобедимо без применения драконовских мер. «Старфорс» вызывает истерики у PC-геймеров, но спокойно обходится пиратами. Sony сделала для PSP уникальный, абсолютно не копируемый в кустарных условиях формат дисков – образы стали заливать на флеш-карты. Nintendo штампует вроде как вышедшие из употребления картриджи и не впихивает в DS флеш-порты – те же образы льются на подходящие к порту для картриджей флешки сторонних производителей. PlayStation 3 неуязвима ровно до тех пор, пока BR-плееры редки, как мамонты – за взломом защиты Sony дело не станет. А станет – быстро научатся запускать образы прямо с жесткого диска, это вопрос только времени и желания. И лучше не будет – что один человек построил, то другой всегда сломать сможет.

Есть, правда, другой путь – свирепо истреблять сетевые источники левых игр, пробивать через правительства и законы контроль над пиринговыми сетями, гонять лоточников с рынков, штрафовать каждого пойманного с поличным настолько, чтобы всем его знакомым при одной мысли об этом страшно становилось. То есть, наказывать преступников. Конечно, портить кровь законопослушным гражданам гораздо проще, чем гоняться за людьми, которые не хотят быть пойманными.

У детей очень часто проявляется такая черта: когда мама берет в определенной ситуации неверный тон и начинает на ребенка орать, требуя что-то сделать, он поступает с точностью до наоборот. Он вопит, топает ногами, истекает слюнями и отчаянно сигнализирует о своем нежелании делать то, что от него требуют. Обычно это (если мама не дура) кончается успокоением малыша путем тихих разговоров или (если мама все-таки дура) парой хороших ударов по заднице нерадивого чада.

Издатели, закручивающие гайки своими системами защиты от копирования, региональными ограничениями, онлайновыми активациями и ежедневно обновляемыми прошивками выбрали как раз неверный тон. По сути, они обращаются с покупателями своей продукции (законопослушными покупателями, между прочим), как с потенциальными или уже состоявшимися преступниками. Это похоже на американскую систему досрочного освобождения из тюрьмы, какой ее показывают в фильмах – неожиданные проверки, распорядок приходов-уходов, необходимость регулярно отмечаться у куратора. Это оскорбительно. А еще это очень глупо. Потому что если обращаться с человеком, как с преступником, он вполне может в преступника превратиться. Все эти меры борьбы с собственными клиентами медленно, но верно подталкивают людей в объятия пиратов, как мама своим криком подталкивает ребенка к бунту. И что издатели станут делать, когда толкнут достаточно сильно? Успокаивать? Поздновато будет. Шлепать по заднице? Шлепалка отвалится.


Обсуждение