Прыжок Веры

Прыжок Веры

Mirrors Edge

Раба божия Electronic Arts Digital Illusions CE прямо сейчас, пока мы тут беседуем, разрабатывает игру под названием Mirror’s Edge, главную героиню которой зовут Faith или Вера, если по-нашему. Большую часть игросюжета Вера будет бегать по стенам, биться с врагами и прыгать-прыгать-прыгать. По-моему, это очень символично.

Несмотря на всю свою пафосную многомиллиардность игровая индустрия – это очень маленькая территория. Десяток жанров, которые ветвятся на поджанры, поджанры поджанров и поджанры поджарнов поджанров, создают вроде как иллюзию полноты и бурлящей активности. На самом же деле все просто и уныло, как моя жизнь: гоночки, стрелялочки, паззлики и что-то там еще толкаются на узком пятачке и беспорядочно спариваются (или я должен был сказать «скрещиваются»?) порождая новые комбинации и создавая тем самым видимость эволюции. Никаких свержений правящей власти, флагов над Рейхстагом и прорывов в ближайшем будущем не предвидится. В отдаленном, когда все прогрессивные граждане лягут в уютные коконы и воткнут себе в затылок провод, дарующий магистральный доступ в виртуальную реальность, будущем – возможно. А сейчас – вряд ли.

Впрочем, все поправимо. На безрыбье и суслик за кита сойдет, в конце концов. И у нас ведь есть его величество технический прогресс со всеми его ста тыщами миллиардов пикселей в кадре и презирающими гравитацию сиськами девок в Dead or Alive – это тоже, знаете ли, аргумент.

Когда все жанры вроде как изобретены, а однообразные гибриды вроде action/RPG приелись до отвращения, самое время заняться противоестественными вещами и совмещением несовместимого. И это не обязательно должны быть жанры – чтобы в корне изменить восприятие банальной на первый взгляд игры, достаточно внести в нее одно радикальное новшество, привить какую-то неожиданную деталь, засунуть ей в зад изюминку.

Ну, например, как произошло с паззлами. Lumines – это бастард, родившийся в результате противоестественной любви «Тетриса» и Color Lines, ничего такого в нем самом нет. Но взрывной визуальный ряд и крепкая привязка к музыке изменили все в корне – может, это и не новый жанр, но новый опыт и новая разновидность кайфа для играющих – однозначно. Еще: никто не стал бы решать математические примеры из курса первого класса школы на скорость и скрипеть извилинами над задачками из сборника «Логика для детей-дебилов» просто так. И уж тем более никто не стал бы тратить на это больше десяти минут даже за деньги. А все-таки: Brain Training замечательно продавался, породил волну клонов и вообще был чертовски хорош. И все, что для этого потребовалось – это одна стержневая идея, объединяющая набор идиотских паззлов и придающая всему происходящему смысл в глазах играющего.

Это, конечно, мелочи – легко экспериментировать с копеечными паззлами для портативных консолей, с консолями взрослыми все гораздо сложнее. И в истории уже есть отличный пример того, что бывает с людьми, которые не проявляют в деле генерации новых идей достаточной осторожности – третья часть Def Jam. Разработчиков за их идиотскую идею с завязкой файтинга на музыку и интерактивное окружение не пинал только тот, кто в нее не играл, и в результате ни ласковой прессы, ни волны клонов, ни красной ковровой дорожки к дверям Зала Славы несчастные дефджемовцы так и не дождались. Я в Def Jam не играл, но считаю, что поделом им – думать надо головой, а не задницей.

Это был негативный пример. Хочется верить, что в ближайший год появится и позитивный – та самая Mirror’s Edge от DICE. ME (у меня теперь со всем, что имеет аббревиатуру «ME», будут связаны приятные ассоциации?) – это FPS без пистолетов, но с паркуром, мордобоем, беготней по крышам и жутко симпатичной визуальной частью. То самое совмещение несовместимого, о котором выше так много: акробатика с видом от первого лица – это что-то, находящееся в данный момент за гранью моего понимания. И мне это очень интересно.

Кстати, если отвлечься от темы, можно отметить, что DICE делает игру, которой не гарантирован (хотя и очень возможен) успех, находясь под сапогом той самой демонической ЕА, что якобы убивает в разработчиках последние зачатки креативности. Неожиданно, правда?

И возвращаясь к ME: она может выйти кривой, косой и убогой, а я спустя год напишу о ней желчный пост килобайт на десять (что-нибудь с месседжем «Стагнация в игровой индустрии или почему вам стоит переключиться на вышивание гладью»), но она прямо сейчас доказывает очень важную вещь – делать игры, которые выделяются на фоне остальных не за счет движка, брэнда или былых заслуг разработчиков, а благодаря оригинальной идее и не влезающей в рамки современных жанров концепции возможно. Да, конечно, это трудно. Да, у большинства желающих не получится. Да, есть риск провалить продажи и всю оставшуюся жизнь торговать хот-догами. Но это возможно! Чем шире технические возможности платформ (кстати, вы заметили, что ролики на движке в современных играх смотрятся лучше, чем дорогущее CG, от которого все восторженно рыдали во времена PS one?), тем больше простор для маневра и выше шансы на удачное скрещивание вещей, которые раньше казались абсолютно несовместимыми. Надо только выработать идею, вдохнуть поглубже и взяться за ее реализацию. Совершить тот самый прыжок веры.

Прыжок Веры


Обсуждение