Чистый лист

Чистый лист

Tabula Rasa

Tabula Rasa – это не только игра Гэрриота, которую в России будет распространять компания Noviy Disk, но и философский тезис, который гласит, что каждый человек рождается без умственного содержания – чистым. Концепция чистого листа подразумевает, что все знания и представления об окружающем мире появляются у человека под влиянием и в результате взаимодействия с этим самым миром. Та же концепция применима к любому взрослому человеку: начать жизнь заново, начать с чистого листа – это и есть принцип Tabula Rasa.

У игровой индустрии, для примера, период Tabula Rasa если и был, то во времена первых компьютеров и игр, в которых роль бэкграундов исполняли накладываемые на экран телевизора или монитора полупрозрачные пленки с рисунком. Тогда никто толком не понимал, что из этого получится, и не придавал особого значения происходящему. Позже, когда технологии вышли на более-менее достойный уровень, а игры начали превращаться в продукт массового производства, ни о каком «чистом листе» речи уже не было – игровая индустрия намертво попала под влияние индустрии кино. Разумеется, какие-то собственные находки и одолженные из реальной жизни идеи внедрялись, но, в общем и целом, игры – это скорее интерактивное кино с рядом технически необходимых изменений, чем самостоятельная ветвь индустрии развлечений. Это не хорошо и не плохо, хотя я не оказался бы посмотреть на игры, которые могли получиться у людей, ни разу в жизни не видевших телевизора.

Впрочем, черт с ней, с индустрией. Мне здесь гораздо интереснее момент знакомства каждой конкретной игры с каждым конкретным игроком. Вот тут ни о каком Tabula Rasa – чистом и непредвзятом взгляде на вещь – речи быть не может. Разумеется, у каждого игрока есть свой набор накопленных за жизнь впечатлений, мнений и представлений обо всем на свете. Само собой, он так или иначе влияет на отношение к каждой конкретной игре. Так, например, я вряд ли сяду за очередной фэнтези-эпик по той простой причине, что не люблю фэнтези как таковое – неправильный (с моей точки зрения) сеттинг сразу же снижает интерес к игре настолько, что привлечь мое внимание у нее остается очень мало шансов. В то же время с игрой, имеющей отношение к вестернам и Дикому Западу, ситуация прямо противоположная – ей я могу простить гораздо больше, чем представительницам любого другого жанра.

Еще на восприятие влияет накопленный игровой опыт – чем больше человек играл и видел, тем разборчивее и дотошнее он становится. И тем сложнее, ясное дело, ему угодить. Представления о том, что ему нравится в играх, становятся четче, чутье на ошибки и недочеты – острее, а ощущения новизны и вторичности – важнее. Проще говоря, взгляд на свежий блокбастер для Xbox 360 у человека с двадцатилетним игровым стажем и человека, для которого эта консоль первая, будет абсолютно разным и каждый из них по-своему будет прав.

В любом случае, эти два влияющих на восприятие игры фактора существуют постоянно и независимо от моего желания – от них очень сложно отгородиться, да и не особо они мешают. А вот от третьего лично я стараюсь держаться настолько далеко, насколько это возможно. И фактор этот, конечно же, игрожуры.

Когда-то давно в журнале Game.УЧУ была вроде как тема номера о вроде как Black & White Молинье. Она состояла из двух частей: белой и черной. В первой достоинства игры возносились до небес, а недостатки выворачивались наизнанку и представлялись достоинствами, во второй – наоборот. Я тогда провел маленький коварный эксперимент: дал кое-кому из знакомых почитать «белую» часть, не рассказав о «черной», а кое-кому другому – «черную», умолчав о «белой». Эффект получился чудесный: после хвалебного куска текста у человека возникало желание немедленно пойти, купить и начать играть в Black & White, а после обличающего интерес к ней пропадал напрочь. И есть у меня подозрение, что если бы тогда удалось посадить этих людей за B&W, то созданное после чтения рецензии отношение к ней осталось бы прежним: первый замечал бы только хорошее, а второй – только плохое.

Потому я и предпочитаю держаться от рецензий на интересные мне игры подальше – не хочу, чтобы чужое мнение испортило первое впечатление от знакомства. Тем более, что автор этого мнения часто даже не задумывается, какая это ответственность – рассказывать людям о чем-то, чего они сами не видели, но считают потенциально интересным. И речь даже не о спойлерах или там наплевательском отношении к фактике, а о самом отношении к процессу. Если на человека вдруг с небес падает возможность вещать для большой аудитории, он начинает именно что вещать – не делиться своим мнением, а насаждать его, в безапелляционной манере читать публике лекцию. И даже не задумывается при этом, что даже на людей с нормально функционирующим головным мозгом его слова могут повлиять – они не знают, что им рассказывает об игре семнадцатилетнее неопытное чудо, у которого день написания рецензии с самого утра не задался, но, принимая во внимание авторитет издания, верят написанному. Дорогие редакции, кстати, сами не прочь прикрыть авторов своим авторитетом – во многих журналах и на многих сайтах не существует «я» – только «мы». Не «я, автор такой-то, называю эту игру говном», а «мы – редакция журнала такого-то, авторитетно заявляем, что эта игра плохая». Круговая порука.

Я, конечно, верю в то, что редакторы с умом подходят к выбору рецензентов как для включения в штат вообще, так и для написания текста по каждой конкретной игре в частности, не сомневаюсь в адекватности большинства авторов и всем им желаю долгих лет жизни, счастья и собственного пони, но читать рецензии до знакомства с тем, чему они посвящены, все равно не буду. После – сколько угодно. А до – никогда. Потому что взгляд на любую вещь и явление сильно зависит от того, что о ней уже известно. А на игры, раз уж они приносят мне радость, я предпочитаю смотреть если не с детским Tabula Rasa, то без навязанных совершенно незнакомыми (и, зачастую, ничем моего доверия не заслужившими) людьми шаблонов. Чего и вам желаю, привет.


Обсуждение