Про маленькие игры
Говорят, одним из главных бичей общества в благополучной с виду Австралии наравне с безумными гигантскими кенгуру-убийцами являются азартные игры. По сумме, спускаемой за год одним среднестатистическим жителем, эта страна чуть ли не впереди планеты всей – около тысячи долларов на человека. 80% взрослых австралийцев играют в азартные игры. Из них 40% делают это как минимум раз в неделю. При этом ни о каких казино на каждом углу речи нет: законопослушные граждане спускают свои накопления в основном за игровыми автоматами, которые установлены либо в специальных залах, либо просто в барах, клубах и прочих заведениях, в которые люди приходят отдохнуть. На начало века одна пятая часть всех существующих в мире игровых автоматов (австралийцы очень любят электронный покер) была установлена на территории Австралии.
При этом любовь австралийцев к электронному покеру не имеет никакого отношения к тому, сколько на нем можно выиграть. Автоматы приносят прибыль за счет трех простых факторов: азарта (это понятно), доступности (на каждом углу в публичных местах) и простоты (управление процессом может сводиться к опусканию денег в монетоприемник и нажиманию одной кнопки). К традиционной игровой индустрии азарт, к счастью, никакого отношения не имеет, а вот простота и доступность прямо сейчас поставляются в любой дом по первому требованию и за смешные, в общем-то, деньги.
Разумеется, я о Xbox Live Arcade. Даже если вы имеете какие-то претензии к Биллу Гейтсу, нельзя не признать, что у Microsoft получилась отличная площадка для продажи казуальных игр аудитории, которая раньше ими не особенно интересовалась. Если компьютерными казуальными играми увлекается всякий там офисный планктон, то консольщикам это вроде бы не нужно – у них полно более дорогих, но и более комплексных развлечений. Только это «вроде бы» никакого значения не имеет – простота, доступность и сменившая азарт увлекательность делают свое черное дело. Когда множество игр находится на расстоянии пары кликов, стоит копейки и выдается покупателю моментально, трудно удержаться от того, чтобы не купить одну. Или две. Или даже четыре. На следующей же неделе добрая Microsoft известит об очередном пополнении ассортимента баннером. И баннер этот обязательно увидит каждый владелец подключенной к Сети Xbox 360 – для этого не обязательно даже платный аккаунт иметь. Неудивительно, что игры в XBLA продаются. Особенно с учетом того, что игры действительно хорошие.
Лично мне полугодовое знакомство с Live Arcade стоило чуть больше ста долларов. Это не идет ни в какое сравнение с затратами на «полноценные» игры, но стоит учитывать еще тот факт, что я собираюсь пользоваться услугами XBLA и в будущем. За копеечными покером, бильярдом и шахматами я в последние месяцы провожу времени едва ли не больше, чем за «взрослыми» 60-баксовыми релизами. А прямо сейчас пускаю слюни на пинбол и обалденную N+ – черно-белую игру про ниндзю-акробата (игрожурам на заметку: на самом деле слово «ниндзя» не склоняется). Не приходится сомневаться, что в будущем, при наличии технических возможностей, я принесу в Arcade еще немало своих денег.
Правда, ни о каком привлечении казуальной аудитории к играм тут речи быть не может – никто не станет покупать целую консоль ради маленьких игр. А вот в деле оказуаливания (гы) хардкорной аудитории XBLA участвует очень активно. Простые (по сравнению с фуллпрайс-релизами), аддиктивные, яркие и пригодные для того, чтобы запускать их на пару минут/на одну партию/на один уровень, эти штуки действительно затягивают. И, что лично для меня немаловажно, вносят приятное разнообразие в игровую диету. До австралийского покера с его одной кнопкой дело, конечно, не доходит, но простота и здесь в роли двигателя торговли. Одновременно сервис дает еще и возможность переродиться старым, портативным и компьютерно-шароварным играм: «Зуму», обновленного «Принца Персии», PSP-шный EXIT и старые новые Worms там тоже продают. Это, в общем, тоже хорошо.
Злокозненная корпорация Microsoft не желает делиться информацией о том, сколько денег ей приносит XBLA (по крайней мере, я таких данных не видел ни разу – только общее количество подписчиков и всякую ненужную фигню вроде общего количества скачанных со всех Live-сервисов файлов). Но для лучшего понимания ситуации и потенциала рынка есть вот такая цифра: в прошлом году компьютерный казуальный рынок оценивался в 2 с лишним миллиарда долларов, а его аудитория составляла около 200 миллионов человек. Лайву, конечно, до этого очень и очень далеко, но он – это уменьшенное отражение большого shareware, казуальные игры для хардкорных людей. Такая картинка в картинке – маленький рынок внутри большого рынка. И этот маленький – он мне очень нравится.