Налево пойдешь…

PlayStation 3

Что мне нравится в японских бизнесменах, так это их совершенно безумные по нашим меркам терпеливость и склонность к долгосрочному планированию. Те, кто сотрудничал с ними в бизнесе, рассказывают, что японцы готовы при необходимости ждать и рассчитывать на прибыль в течение двухсот лет – они не ограничивают себя желанием получить доходы здесь и сейчас, кропотливо строят и развивают, следят за собственной репутацией и никуда не торопятся.

А как один из множества примеров долгосрочного планирования по-японски, можно привести J.League – японскую футбольную организацию, у которой есть план развития, рассчитанный на, подумать страшно, сто лет. Сто лет – это значит, что все планировавшие и работавшие на достижение результата люди просто не доживут до момента, когда можно будет его увидеть. Тем не менее, правильность плана проявляется уже сейчас: за два десятка лет японцы построили много прекрасных стадионов, успешно приняли чемпионат мира по футболу, внедрили систему привлечения в фан-клубы не отдельных болельщиков, а целых семей (дети из которых, ясен перец, с младых ногтей привыкают к стадионам и своей команде), поставили клубам слаженные и приносящие доход бизнес-схемы. В результате в Японии сейчас растет поколение людей, с детских лет привязанное к футболу. Как итог этого лет через тридцать у них будет и сильная сборная, и достаточное число доморощенных игроков для внутреннего чемпионата, и огромное число фанатов, и не меньшие суммы на счетах, и здоровый футбольный бизнес, позволяющий, например, покупать приличных футболистов и нанимать достойных тренеров. Кстати говоря, в некой стране России, где футбол позиционируется как «спорт номер один», нет ничего из того, чего японцы уже добились за минувшие двадцать лет и добьются в ближайшие десятилетия. Есть только ошибочное позиционирование себя как футбольной сверхдержавы и завышенные требования к собственным клубам и национальной команде.

Но фиг с ней, с суровой российской действительностью. В связи с японскими терпеливостью и умением планировать мне очень хотелось бы хоть одним глазком взглянуть на краткосрочные планы японских игровых компаний.

Точнее, хотелось бы увидеть планы Sony и Nintendo на ближайшие пять лет. Уже очевидно, что при нынешнем поколении консолей никто не проиграет – все благополучно доживут до следующего цикла. Nintendo будет продавать свои Wii и окучивать (с прицелом на будущее) казуалов, Sony в этом году, вероятно, снизит цену на PlayStation 3 еще раз и начнет нагибать рынок, предвкушая прибыли от ставки на Blu-ray и выход игр второй волны. Если рынок не рухнет, а всадники апокалипсиса воздержатся от визита, в ближайшие годы ничего радикального мы не увидим – можно смело думать про следующее поколение консолей.

Тем более, что Sony, Nintendo и Microsoft наверняка про них уже думают – если я ничего не путаю, разработка Xbox 360 началась сразу после запуска первой Xbox, и нет никаких причин для сомнений в том, что работа над консолями следующего поколения ведется прямо сейчас. Правда, решительно непонятно, что это будут за платформы и когда они появятся в продаже. С одной стороны, цикл активной жизни консолей вроде как четко определен и равен пяти-семи годам. С другой же, более менее вписывается в привычные рамки только Xbox 360, а что будут делать японцы – тайна, покрытая до поры до времени медным тазом.

Wii успешно бьет по казуальным площадям, но чем дольше она на рынке, тем более страшными и технологически отсталыми кажутся игры для нее. И уже через два года смотреть на это убожество смогут только самые упертые казуальные граждане. А менее упертые вполне могут, познакомившись с играми посредством Wii сегодня, завтра узнать о существовании X360 и PS3, в которых призывно колышутся высокополигональные сиськи с жопами. И закономерно пожелать иметь обитель этих сисек в своем доме. Если Nintendo хочет сохранить свою новую аудиторию, она должна будет предложить ей что-то новое до того, как окученные казуалы пресытятся размахиванием Wiimote-ом, купят телевизор с поддержкой HD и увидят, насколько убога «Зельда», если ее натянуть на сорокадюймовые 1080p.

У PS3 своя локальная попа: есть дорогущий CELL и готовый сыграть свою роль в ближайшие годы Blu-ray, есть идея о том, что цикл жизни консоли не обязательно должен равняться шести годам. И в то же время есть один простой, но крайне неприятный факт: современные консоли на момент своего запуска не превосходили на голову PC по части графики. Раньше такого никогда не было. Если представить, что PS3 задержится на прилавках еще лет на семь-восемь, то можно заодно и пофантазировать о том, как далеко убежит за тот же период PC. И маркетологам Sony придется крепко морщить попу, чтобы объяснить потенциальным клиентам, чем, кроме библиотеки морально устаревших игр, хороша их платформа на фоне как прямых конкурентов, так и независимого компьютерного зла.

А еще есть глобальный вопрос о том, в какую сторону повернет игроиндустрия к восьмому поколению консолей. В казуальщину, где можно делать просто и сердито, подкупая клиентов низкими ценами и нарочитой простотой, или в хардкор, где чудеса фотореалистичной графики, адекватной физики, и исчисляемые десятками миллионов бюджеты на разработку игр? Выбирать-то придется каждому. Если, конечно, не попробовать первое и второе совместить. И вот отношение Sony и Nintendo к этим вариантам выбора мне очень хотелось бы знать сейчас, потому что именно оно во многом определит план развития игровой индустрии если не на сто лет вперед, то на десятилетие-другое точно.

P.S. Кстати, кроме казуального, хардкорного и гибридного есть еще один вариант развития событий – кто-то возьмет и придумает что-то радикально новое. Вот тогда стало бы по-настоящему интересно.


Обсуждение