Penumbra: Black Plague

Penumbra: Black Plague

penumbra.jpg

Уже много лет именитые разработчики пытаются создавать действительно страшные игры жанра хоррор. А четыре шведа просто взяли и сделали Penumbra, из-за которой взрослые мужи вечером боятся выключать свет в комнате. Началось все с технологической демо-версии, которую компания Frictional Games выложила в свободный доступ на своем сайте. Не экшен и не квест, что-то странное: мы смотрим на мир глазами героя, который по следам своего отца оказывается в чреве заброшенного бункера где-то во льдах Гренландии. Все знают операционную систему Windows: вы подводите курсор к окошку, зажимаете левую мышекнопку и перетаскиваете его куда нужно. Penumbra предлагает сделать в точности тоже самое, только не на плоском рабочем столе, а в трехмерных коридорах бункера. Это значит, что если нужно открыть дверь, то придется ее толкнуть или потянуть на себя. И так — со всеми объектами в игре.
Один этот набросок содержал в себе столько темного и тревожного, что тут же нашлись издатели и вскоре появилась Penumbra: Overture. В бункере обнаружились лишь разлагающиеся трупы (мертвые) и разлагающиеся собаки (живые и голодные). Отбиться от четвероногих — практически невыполнимая задача, поэтому всю игру приходилось прятаться по темным углам и усиленно разрабатывать извилины для решения непростых паззлов. Весь сюжет раскрывался исключительно через найденные обрывки писем, дневников и исследовательских журналов, но спустя какое-то время объявился живой человек, который впрочем, сошел с ума. Его монологи приходилось выслушивать по рации и с трудом вычленять из полного бреда какую-то полезную информацию. Игра получилась впечатляющая: до мурашек по спине и постоянно учащающегося пульса, за несколько часов пришлось сделать много жутких и противных вещей. Чтобы стало окончательно понятно, что такое Overture: под конец, при первой же встрече с сумасшедшим напарником — вы кремировали его заживо.
Планировалось выпустить всего три части Penumbra, но что-то пошло не так и вторая глава Black Plague оказалась заключительной. Тут все еще интереснее: средства самообороны отобрали, собачек заменили на толи зомби, толи инопланетян с фомками и фонариками. Главный совет: увидели свет в конце тоннеля — бегите. В другую сторону, естественно. А самый же смак в том, что место сумасшедшего из первой части занял голос в голове главного героя. Это пробудившееся второе «я», но, как бы корректно объяснить… чужое «я». На самом деле именно этот голос и есть основа всей игры — если герой молчит и записывает что-то в дневник, то голос сбивает с толку, потом наоборот помогает, иногда вызывает галлюцинации, постоянно злорадствует и называет вас не иначе, как «мартышка». Это трудно объяснить, но если бы среди игр раздавали аналог «Оскара», то это существо в одном теле с героем непременно получило бы награду за лучшую роль второго плана.
И получается интересное: эта почти что любительская поделка является второй после Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth игрой, которая действительно способна вызвать у человека страх. Не испуг, не отвращение, как в сериях Resident Evil или Silent Hill, которые по идее считаются образцами жанра хоррор. Страх. Он всегда липкий и деморализующий. В игре можно прятаться в темноте, но обязательное правило — не смотреть на очередного монстра, а уткнуться в глухую стену: иначе все начинает расплываться перед глазами и вы обязательно раскроете свое местоположение. И еще нужно обязательно сказать, что в игре просто гениальный конец, который показывает всю человеческую сущность. К сожалению, я не могу даже словом обмолвиться, но там все очень серьезно и скупые строчки текста на экране вышибают из колеи надолго.
P.S. технологическую демо-версию, которая на самом деле полноценная игра — с сюжетом и реализацией всех фишек, можно скачать здесь. Демо-версии (в привычном понимании этого слова) вышедших Overture и Black Plague также прилагаются.


Обсуждение

  1. fatal frame тоже реально вставляет в плане страха

  2. а и еще Undying был крут

    • у меня до сих пор лежит многостраничный труд на тему «эволюция жанра хоррор», который я писал для Gameplay, но так и не сдал в печать. На самом деле хоррор-игр ОЧЕНЬ много, но действительно страшные издавались japan-only, поэтому в Европе о них практически ничего не известно.

  3. а чего не опубликовал? это ж работа наверняка немаленькая проделана.

  4. Трилогии как правило не столь интересные, хотя как знать, Half-life опровергает это. Надеюсь игра понравится

  5. По скрину можна испугаться – а играть тем более страшно !