Кони на велосипедах

silent storm

Самое, пожалуй, очевидное явление последних лет в геймерской среде – жестокое и беспощадное избиение бейсбольными битами отечественной игровой индустрии за ее бесспорную на первый (и даже на второй) взгляд ущербность. Игры говно, разработчики – сплошь алкаши и тунеядцы, издатели – кровожадные ублюдки и далее в том же духе. Я, если вдруг кому чего померещилось, спорить не собираюсь.

Но давным-давно, когда за кронами деревьев не было видно неба, а весь российский сегмент игровой индустрии можно было запросто и с комфортом разместить в однокомнатной квартире, дело обстояло с точностью до наоборот. Анонс любого доморощенного проекта встречался не привычным сегодня «бля, когда же они все там сдохнут?!», а радужно-доброжелательным «ай, вот наш маленький лапочка-игропромчик делает первые шаги в большом и страшном мире, ути-пути». Отечественным проектам делались скидки, их не били ногами в печень там, где иноземцев кормили землей, потому что никто не хотел обижать маленьких, да и свое ведь – родное. Как-то верилось, что когда-нибудь это маленькое и неказистое вырастет в большое и суровое, и уж тогда-то мы всем покажем наше серпасто-молоткастое игровое кун-фу. Ну, выросло. Показали.

Вырос «Ил-2«. Выросли Silent Storm, «Аллоды«, «Демиурги» и HOMMV. Выросли «Вангеры» и «Периметр«. Выросли две части «Космических рейнджеров» – единственные диски, на которые не поднялась рука, когда я выносил на помойку собранные за десять что ли лет игры для PC. «Блицкриг«, «Стальные монстры» и даже «Сталкер» (да-да, я помню, что он оранжевый) тоже оттуда. Ну, да, эти и немногие другие цветы выросли на огромной куче дерьма – «боях с тенью», LRC, «Сферах», «метрах шансона», малограмотных и безголовых пиарщиках, бесконечных квестах про Петьку и венерическое заболевание, эпических срачах седовласых мужей-девелоперов на DTF и прочих отрыжках Люцифера. К сожалению, я совершенно не уверен, что ради чудес из первого списка стоило терпеть хотя бы половину из списка второго.

Но, с другой стороны, а где-то лучше? Вы вот видели хоть одну игру китайского производства? А корейского, если не считать MMO? А меж тем оборот дензнаков на китайском рынке по прогнозам на этот год втрое превысит российский. А в Южной Корее, где 70% (!!!) жителей так или иначе интересуются играми, только 20% от этой орды тратит свое время на оффлайн. И речь не о том, что в этих странах нет оффлайновой компьютерно-игровой индустрии или она плохая, а о том, что если она и есть, то достаточно хорошо прячется и пытается не отсвечивать. В стране Богов, которые делают исключительно шедевры, отрезают нерадивым программистам мизинцы за малейшую ошибку в коде и даже гадят золотыми слитками – Японии – рынок PC-игр вообще мутировал во что-то странное – интерактивные новеллы, консольные порты, унылую порнуху. Вы видели хоть одну компьютерную игру японского производства, которая не относилась бы к одной из этих трех категорий? Я вот не видел. А если видел, то не помню. Странно, правда?

Загнивающий капиталистический Запад еще как-то держит эту дырявую баржу под названием «рынок компьютерных игр» на плаву, но исключительно за счет крупных компаний, которые до сих пор считают своим долгом нанимать тестеров и выпускать законченные продукты, а не наборы багов, которые надо затачивать под свои нужды напильником и кувалдой. Молчаливое же большинство штампует бесконечные tycoon-херовины, уродливые шутеры, rts с плохо украденными у первой части C&C идеями, и всякие другие непонятные штуки, в которые поиграть все равно не получится, потому что суммарный вес всех необходимых для их запуска патчей сопоставим с весом дистрибутива в версии 1.00.

«Лучшая RPG 2007″ The Witcher вон выходит в улучшенной и дополненной версии. Фэны ликуют, общественность волнуется, всем хорошо. А я смотрю в список фич этого Enchanced Edition и думаю: они вообще там охуели все? «Время загрузки локаций сократится на 80%», «англоязычный перевод будет переделан», «игра станет стабильнее», «будет улучшена боевая система» – а что тогда продавали под видом полноценной игры с октября прошлого года? Почему все не было сделано нормально полгода назад? С релизом торопились к праздникам, да? А где была совесть? А как же игроки? А не стыдно? А это был такой открытый глобальный бета-тест за геймерские бабки? И стоит ли воспринимать дополненное издание как один гигантский патч, замаскированный щедрыми допами и бонусами?

Жопа – это не локальное российское явление. Лично с моей сугубо потребительской точки зрения компьютерно-игровая жопа – она повсюду. И чем ближе светлое будущее, тем внушительнее и страшнее она выглядит.

И вот еще что. Российский трэш выпускается исключительно для внутреннего потребления. И мне очень хочется знать, кто же это у нас потребляет дерьма на многие миллионы денег в год, ведется на вульгарные сиськи в рекламе очередного российского «шедевра» и понукает разработчиков рублем делать так же еще и еще. Видимо, те же самые люди, что ходят на премьеры российских киношных «блокбастеров» и хлопают там в ладоши. И смотрят эти одинаковые сериалы про ментов, братву и бизнесменов по телевизору. И гогочут, суча ножками, над очередной нелепой шуткой про тупых америкосов на концерте Задорнова. Ваш сосед, ваш одногруппник, ваш коллега по работе и, возможно, вы сами.

Только это. Какая аудитория – такие и игры. И что вам тогда не нравится?


Обсуждение